8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Свой-чужой дачный участок…

По подсчетам специалистов, в Новокузнецке и Новокузнецком районе большая часть дачных участков не оформлена в собственность. Люди продолжают пользоваться землей, проживать в доме на основании старых документов, выданных еще в советское время.

Если с приватизацией муниципального жилья все более-менее разобрались (зачем и кому это надо и как строится весь процесс), то вопрос, зачем оформлять документы на свою загородную недвижимость, - для многих остается открытым. И правда, зачем? На этот вопрос отвечает специалист по коммерческой недвижимости и загородному жилью агентства недвижимости «Любимый город» Сергей Петрович Балык.

- Оговорюсь сразу, речь идет не о приватизации жилья. Свои дачные домики люди, как правило, строили самостоятельно, и они изначально им принадлежат. А вот кому принадлежит земля, на которой стоят эти домики? Варианты могут быть самыми разными. Пожалуй, худший из них – это вариант, когда на одной и той же земле оказываются зарегистрированы два общества. И каждое претендует на эти участки. Тогда проблему приходится решать через суд, который и определяет границы каждого из обществ. Также не самый лучший вариант: участок в «чистом» поле, где когда-то выделялись наделы под ведение личных хозяйств. Предприятия, за которыми закрепляли эту землю, уже канули в лету, и человек со своим дачным домиком оказывается на «ничейной» земле. Опять-таки: прямая дорога в суд. Оптимальный вариант – это дачное общество, которое зарегистрировано уже согласно действующему законодательству. Тут все просто: собираете документы, проводите межевание, оформляете земельное дело и встаете на кадастровый учет.

Для оформления права собственности нужно обратиться в территориальный орган Росрегистрации с паспортом, документом на участок, кадастровым планом, квитанцией об уплате госпошлины и декларацией об объекте недвижимого имущества. Через месяц после подачи документов можно получить свидетельство о государственной регистрации права собственности. В декларации указываются все сведения о постройке (год создания, площадь, материал стен) и ее обладателе, а также кадастровый номер участка.

Стоит добавить, что наследники владельца дачи, если тот скончался, не успев оформить собственность на участок, могут также воспользоваться упрощенной процедурой регистрации прав. Близкие родственники, то есть наследники первой очереди – дети и супруги – имеют право бесплатной приватизации. Если от умерших родственников достался в наследство дом, земля под которым не оформлена в собственность, то эта земля также достается в собственность бесплатно. Эти правила распространяются и на тех, кто получил недооформленную недвижимость по договору дарения.

Зачем нужна вся это беготня с документами? Затем, чтобы получить права на землю, где расположен ваш дачный дом. А права в данном случае будут означать возможность продать, подарить, завещать, сдать свой загородный «капитал». И вообще, возможность спокойно распоряжаться и землей, и домом. Для этого вам необходимо на руках иметь свидетельство о праве собственности, выдаваемого отделениями Федеральной регистрационной службы.

Стоит помнить, что там, где есть права, всегда существуют и обязанности. Я имею в виду земельный налог, которым облагается владелец участка. В среднем по России налог на землю вне черты поселений составляет за стандартные шесть соток не более 300 руб. в год.

Получение кадастрового плана – это один из камней преткновения в вопросе регистрации прав. Для оформления земли в собственность требуется представить кадастровый план участка. По идее, все земли должны быть описаны и внесены в единый список – кадастр. Получить план собственного участка можно в территориальном органе Роснедвижимости (Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) по месту нахождения участка. Но чаще всего ситуация складывается так, что кадастровый план оказывается неполным и человеку приходится уточнять сведения, зафиксированные в этом плане. А именно: проводить межевание участка с определением его границ. В результате межевание должен быть оформлен документ «Описание земельного участка». Это достаточно серьезная работа, которая предполагает сбор информации об участке в государственных фондах данных, сбор геодезической, картографической и прочей документации, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель, составление плана с графическим отображением всех объектов и т.д.

Межевания смогут избежать те, кто заручится письменным согласием соседей об отсутствии взаимных пограничных споров. В спорных ситуациях межевание остается единственно надежным способом точного установления границ земельных участков.

Все вышесказанное касается лишь дачных и садовых домиков и хозяйственных построек, которые предназначены «для отдыха» и по закону жилыми строениями не признаются. Если вы хотите зарегистрировать жилой дом, к нему будут предъявлены требования по всем тем же санитарным нормам (вода, канализация, отопление, электричество, пожарная безопасность и т.д.), что и к любым другим жилым строениям.

Типичные ситуации, связанные с оформлением земли:

· Документы на участок есть, но право собственности в них не указано.

У многих дачников есть документы, подтверждающие выдачу им участка. Но в них не указано право собственности. Вот какие справки старого образца можно подавать напрямую в Росрегистрацию:

- акты (решения, распоряжения) о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное (бессрочное) пользование;
- свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования;
- выписки из похозяйственных книг на земельный участок в сельском населенном пункте (выдаются и заверяются местным органом власти – поселковым советом, местной администрацией);
- акт о предоставлении участка, в котором не указан вид права на землю.

Владельцам таких документов повезло: процедура регистрации будет довольно короткой. Нужно будет только заплатить пошлину и написать заявление, а также получить кадастровый план. Процесс будет выглядеть так:

1. Получение кадастрового плана;
2. Подача документов (паспорта, документа, подтверждающего право на участок, квитанции и заявления) в территориальный орган Росрегистрации;
3. Получение свидетельства.

· Документов нет, участок в дачном объединении.

В советские времена земля под дачи выделялась целым предприятиям или организациям, а они уже распределяли наделы земли между своими сотрудниками. Такие дачники создавали дачные объединения (кооперативы или товарищества) и в лучшем случае получали документ о членстве в этом объединении (книжку садовода). Никаких других документов на участок не выдавалось. Вопреки распространенному заблуждению, книжка садовода прав на участок не подтверждает. Придется сначала пройти процедуру приватизации, то есть бесплатно приобрести этот участок в свою собственность, чтобы впоследствии зарегистрировать его.

Последовательность действий выглядит так:

1. Дачник самостоятельно, в произвольной форме, готовит описание местоположения границ участка: подробно описывает его границы, площадь, близлежащие постройки или территории (например, участок, дом соседа, лес, дорога);
2. Правление товарищества или кооператива выдает заключение, которым подтверждается, что участок действительно закреплен за дачником, а составленное им описание соответствует действительности;
3. В территориальный орган местного самоуправления подается заявление о приобретении участка в собственность, прилагаются описание местоположения границ участка и заключение правления;
4. Если ранее ни один из членов вашего дачного объединения не обращался с заявлением о предоставлении участка в собственность, местная администрация вправе запросить дополнительно две справки:
- копию документа, который подтверждает права на землю самого товарищества, заверенную правлением (в самом правлении и выдается);
- выписку из реестра юридических лиц, подтверждающую, что ваше товарищество действительно существует (выдается территориальным отделением налоговой инспекции);
5. В двухнедельный срок после подачи документов дачник получает решение о предоставлении участка в собственность;
6. Получение кадастрового плана участка;
7. Обращение в Росрегистрацию за получением свидетельства.

В статье использованы материалы

http://art.thelib.ru/business/real/ks/procedura_oformleniya_uchastkov_i_dach_v_sobstvennost_uprostilas.html#ixzz2VJZSZets