8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Антоновская автобаза медленно, но верно превращается… в «Кузбасскую ярмарку»

VII Сибирский строительный форум с нетерпением ждали не только специалисты отрасли. Многие новокузнечане, даже не связанные со строительством, или сами стремились посетить выставку, или пытали побывавших: «Ну как там?». Причем вопрос относился не столько к содержанию мероприятия, сколько к новому месту, которое начала обживать выставочная компания «Кузбасская ярмарка».

Дворец спорта, Площадь общественных мероприятий, бизнес-центр «Сити» и даже недостроенный «Фрегат-Восток» - «Кузбасская ярмарка» за 20 лет своего существования сменила немало мест. И везде ей приходилось арендовать площади. О своем помещении руководство компании задумывалось давно, но вплотную к решению вопроса подошло в середине прошлого года.

Владимир Табачников, генеральный директор выставочной компании «Кузбасская ярмарка»: «Сегодня в городе нет соответствующей по размеру площади для крупномасштабных выставок. То, что нам потребуется новая территория, я понимал ещё накануне прошедшей в 2011 году «Уголь России и Майнинг», когда мы с трудом разместились на Площади общественных мероприятий. Поэтому сразу же после её завершения мы приняли все меры в поисках новых площадей для проведения выставок-ярмарок и из 3-х наиболее приемлемых вариантов остановились на территории Антоновской автобазы.

Далеко-далёко

Заводской район, начало промышленной зоны ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», улица Автотранспортная, 51 – теперь новый адрес «Кузбасской ярмарки». Новость о том, что «Кузбасская ярмарка» переезжает на новую выставочную площадку, взволновала горожан, возможно, некоторых озадачила и даже вызвала сожаление… И это естественно, так как новое чаще всего принимается не сразу.

«Когда я рассматривал несколько вариантов места, где «Кузбасская ярмарка» будет проводить свои выставки, то, безусловно, советовался с мэром города, разговаривал с главой Новокузнецкого района и др. Так вот, вариант территории Антоновской автобазы был, поверьте, самым лучшим - именно там можно будет быстрее подготовиться к Международному угольному форуму, который пройдёт 5 - 8 июня 2012 года».

Далеко ли новая выставочная площадка «Кузбасской ярмарки» - вопрос спорный. Определенно - не центр города, но 15 минут езды из того же центра – для многих не проблема. Есть на этот счет российский и мировой опыт: в основном выставочные комплексы располагаются на окраинах или за чертой города. В Екатеринбурге в прошлом году был запущен экспоцентр в 5 минутах езды от аэропорта Кольцово. Новосибирск тоже выбрал площадку для выставочного комплекса в непосредственной близости от аэропорта Толмачево. Для прибывающих в город это удобно. Тогда как жителям приходится тратить на дорогу иногда более часа.

Отсутствие в таком случае так называемой «естественной проходимости» места может быть как минусом, так и плюсом для экспонентов и посетителей. С одной стороны, количество посетителей отдалённой выставки какое-то время, конечно, будет меньше, чем проводимой в центре города. С другой, туда придут те, кто действительно заинтересован. В этом плане состоявшийся VII Сибирский строительный форум (а в его рамках XX юбилейные выставки «Архитектура. Строительство. Малоэтажное домостроение», «Лес. Деревообработка», «Отделочные материалы. Интерьер. Дизайн») показателен – многие участники отметили, что посетитель более целевой и «качественный».

Кому нужен выставочный бизнес?

Можно только представить, с какими расходами столкнулась «Кузбасская ярмарка» при приобретении и реконструкции помещений бывшей Антоновской автобазы. Были проведены масштабные работы, которые продолжаются и сегодня. Для подготовки летней «Уголь России и Майнинг» еще многое предстоит сделать.

«Конечно, проведение выставок – это бизнес. Но бизнес, дающий мощный толчок для развития всего города. Во всем мире специалисты даже подсчитывают, какой доход получает город на 1 рубль, вложенный в выставку. Самолеты, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе. Наконец, даже рекламные площади раскупаются. После выставок создаются в городе филиалы других компаний. Польза для города, принимающего гостей, неоспорима».

Исторически сложилось, что в России современная выставочная индустрия формировалась на частной основе, государство не проявляло достаточного интереса к данной сфере. Хотя во всем мире (США, Европа, Китай и др.) экспоцентры строятся за счёт государственных средств, а сами мероприятия проводятся выставочными операторами. Более того, в некоторых странах есть даже государственная политика в отношении выставок. К примеру, в Германии министерство экономики поддерживает своих производителей, дотируя их участие в иностранных выставках-ярмарках. В результате компании получают зарубежные заказы и, соответственно, в стране увеличиваются занятость и объем валового продукта.

«Все осознают, что выставочный бизнес важен, но системной государственной поддержки нет. Хотя лед тронулся, могу привести пример. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин построил на бюджетные деньги выставочный комплекс «Екатеринбург-Экспо». В июне прошлого года там провели первую выставку. Мишарин подвергся серьезным нападкам со стороны прессы. «Куда ушли народные деньги?!» На что он ответил, что деньги вложены в будущее, в развитие Свердловской области. И сейчас они подали заявку на «Экспо-2020», крупнейшую международную выставку, которая длится полгода. В Шанхае «Экспо-2010» посетили более 2 миллионов человек со всего мира, а это огромные деньги – доходы городу и государству. В Омске губернатор Полежаев выкупил часть торгового центра под выставочный зал на 7 тысяч кв. метров и дополнительно достроил четыре этажа под проведение конгрессных мероприятий».

Какое будущее ждет «Кузбасскую ярмарку» на новом месте – покажет время. Масштабность выставочных событий зависит от многих факторов. Только инициативы самой компании, даже при поддержке властей, недостаточно. Сегодня все определяет развитие мировой и российской экономики, а выставки являются индикатором этого развития. Но в верности своего шага с приобретением собственных площадей для «Кузбасской ярмарки» Владимир Табачников не сомневается, и удаленность от центра города его не смущает: «Я уверен, что буквально через полгода все будут знать, где находится выставочный комплекс «Кузбасская ярмарка»!

Интересно, а через какое время название «Антоновская автобаза» сотрется из памяти новокузнечан, и обозначением места будет «Кузбасская ярмарка»?!

Наталья Евстигнеева

Геннадий Дубинин, первый заместитель генерального директора Кузбасской выставочной компании «Экспо-Сибирь» (г. Кемерово):

– Всего за 4 месяца «Кузбасская ярмарка» сделала очень многое на новом месте. Как профессионал, занимающийся выставочной деятельностью уже 18 лет, я вижу, что «Кузбасская ярмарка» сделала большой шаг вперед. Здесь такая инфраструктура, что можно расширять и расширять деятельность. И площадка большая, и прилегающая территория достаточная – есть все для того, чтобы проводить большую выставку «Уголь России и Майнинг». Я удивился, что здесь тепло, светло, достаточно цивильно. Это же надо было сделать. Так что я восхищен работой «Кузбасской ярмарки» по подготовке павильона. А к новому месту люди должны привыкнуть.

Только цифры:

66,5 тыс. кв. метров – общая площадь территории

26 тыс. кв. метров – площадь закрытых помещений

6100 кв. метров – площадь основного отремонтированного павильона

800 кв. метров стеклопакетов потребовалось для ремонта основного павильона

1200 метров теплотрассы было заменено

Планы, планы…

- закончить реконструкцию основного павильона (полы, потолок, помещение под кафе);

- благоустроить территорию (асфальтирование площадки, озеленение, к выставке «Уголь России и Майнинг» подготовить несколько уличных кафе);

- заменить въездные ворота на распашные кованые;

- сделать второй въезд на территорию, расположить там просторную парковку;

- установить несколько указателей от аэропорта г. Новокузнецка, на ближайшем кольце установить большую рекламную конструкцию.

Ирина Басалаева, культуролог, руководитель программы НФИ КемГУ «Новокузнецк-400»:

В ситуации с «Кузбасской ярмаркой» для меня очевидно следующее: впервые и очень резко проявилась крайняя необходимость радикального обновления той линии администрирования Новокузнецка, которую можно назвать модным словечком сити-менеджмент. Точнее, необходимость создания такой линии. Управление сложнейшей системой – городским организмом – включает в себя не только решение неотложных проблем вроде аварий на ТЭЦ или наводнений. Есть ещё один уровень, которым в индустриальных городах традиционно пренебрегали. Это аттрактивный (привлекательный) имидж города.

Сегодня один из действенных способов моделирования статуса города – это превращение его в место значимого event: события политической, экономической, культурной или светской жизни. Какие-нибудь дотоле малоизвестные Рейкьявик, Канны или Куршевель в результате определённых событий могут зарабатывать на них. Если же в городе «само собой» ничего особенного не происходит – надо это инициировать. Томск является ярким примером такой работы. Областная и городская администрации в партнёрстве с бизнесом предпринимают активнейшие и очень грамотные шаги по превращению города в центр инновационного развития. Для этого создан Томский форум «INNOVUS», который в 2011 г. проводился уже 14-й раз. Это одно из самых представительных сибирских событий международного масштаба и мощный рычаг развития самого Томска.

Новокузнецку жизненно необходимо аналогичное движение. Вопросы развития угледобывающих регионов надо обсуждать только у нас. Но не отрасли, а именно регионов! Конгресс по безопасности горнодобывающих территорий, кластер по разработке технологий рекультивации земель – ну где как не у нас! Наконец, именно Новокузнецку, квинтэссенции индустриальности, стоило бы стать местом обсуждения развития индустриальных городов, их в стране хватает. Пока этого никто в России не делает, надо занимать нишу.

«Майнинг» имеет свою историю, это в каком-то смысле уже бренд. Но он до сих пор не стал площадкой проектирования развития города Новокузнецка или хотя бы Кузбасса. Придать этому событию более весомое значение – вопрос способности регионального бизнеса и власти к диалогу и компромиссу. Не только эти стороны получили бы свою выгоду, но и главная сторона – город Новокузнецк.