8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

СПОР О НАСЛЕДСТВЕ

Адвокат Коллегии адвокатов Новокузнецкого района № 44 Кемеровской области Ольга Анатольевна Койнова вновь делится с читателями историями из судебной практики. По словам адвоката, юридическая неграмотность очень часто становится причиной проблем, с которыми сталкиваются люди, оформляя сделки с недвижимостью. Законы изменяются, дополняются, и непрофессионалу очень сложно в них разобраться. Надеемся, что сегодняшняя история поможет вам, уважаемые читатели, избежать ненужных проблем.


В начале 90-х годов Александр и Людмила Селезневы - работники одного из металлургических заводов города - получили трехкомнатную квартиру в Новокузнецке. Своих детей, сына Артема и дочь Ирину, они также зарегистрировали в этой квартире. Позже Александр и Людмила обеспечили обоих детей собственным жильем. Дочь выписалась из квартиры родителей и проживала со своей семьей. Сын тоже жил отдельно, однако все еще был прописан на жилой площади своих родителей. Александр и Людмила решили приватизировать квартиру. Сын отказался от участия в приватизации, поэтому супруги оформили квартиру на себя, получив каждый в собственность по доле. В 2010 году супруги погибли. Завещания они не оставили, поэтому, следуя закону, наследниками признавались сын Артем и дочь Ирина. В течение шестимесячного срока, установленного законом для принятия наследства, Артем не заявил о своих правах. Поэтому его сестра единолично вступила в наследство. Позже молодой человек попытался оспорить принятие наследства его сестрой. Он утверждал, что пропустил срок принятия наследства по уважительным причинам. Однако судом ему было отказано, и единственным наследником Александра и Людмилы Селезневых была признана дочь Ирина. Она вместе с семьей переехала жить в квартиру родителей. Оплачивала коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья. Кроме нее, мужа и сына в этом жилом помещении был зарегистрирован (прописан) и Артем. Соответственно, ей приходилось оплачивать услуги на четверых человек. Ирина решила изменить эту ситуацию и обратилась в суд с иском о снятии брата с регистрационного учета и признании того, что он не приобрел право пользования жилым помещением (квартирой родителей).


Ольга Койнова:

- На суде свидетели подтвердили, что Артем действительно не проживал в этой квартире. И первое решение суда было в пользу Ирины: Артем должен был сняться с регистрационного учета (то есть выписаться из квартиры родителей). Кроме этого, суд признал его утратившим право пользования этим жилым помещением. Однако Областной суд в своем решении указал на тот факт, что на момент приватизации Артем был зарегистрирован по данному месту жительства и, несмотря на то что он отказался от участия в приватизации, приобрел право пользования жилым помещением. И, судя по “Постановлению пленума Верховного суда", это право пользования сохраняется у него фактически пожизненно. Это означает, что Артем будет иметь право пользования этим жилым помещением, кому бы эта квартира ни принадлежала. В последнем решении суда Ирине было отказано в удовлетворении требований о признании ее брата утратившим право пользования.


Для справки:

До приватизации жилье принадлежит государству, а после завершения этой процедуры собственником квартиры становится гражданин/граждане или организация. Приватизация жилых помещений передает расходы на содержание приватизированной квартиры (комнаты, дома) гражданам, получившим жилье в собственность, в связи с чем расходы возрастают. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Они вправе продавать помещения, завещать их, сдавать в аренду, а также совершать с помещениями иные сделки, не противоречащие законодательству. При этом осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и интересов других лиц.

Владение, пользование и распоряжение общей долевой собственностью осуществляется с согласия всех ее участников.

Мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

Для совершения сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние (будь-то собственники, сособственники или члены семьи собственников, в том числе бывшие, имеющие право пользования данным жилым помещением), требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Р.S. Имена и фамилии героев были изменены.