8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Бой коллекторам!

Добрый день, уважаемая редакция! У меня такой вопрос: есть просрочка по кредиту почти 3 месяца, банк передал договор коллекторам, но не продал его. Как мне быть? Они звонят каждые пять минут. Деньги должна я внести банку, как они говорят. Угрожают, переходят на личности. Я им говорю, что банк не оповещал и я не видела договора переуступки. Права ли я в этом? Как поступить? Говорю, все вопросы через суд.

уважением, Наталья

Отвечает адвокат Егор Климов:

­ Здравствуйте, Наталья! Начнем с того, кто же такие коллекторы. Юридического определения в законе нет, так как самого закона о коллекторах нет. Говоря простым языком, коллекторы это или некие субъекты, которые действуют от имени банка с целью взыскать долг, иногда это структура в самом банке, или же это фирма, которая приобрела сложные долги у банков по договору уступки права требования, цессии.

Звонок, чаще всего, происходит следующим образом: гражданин слышит в трубке крайне неприятный женский голос с отработанно­металлическими интонациями либо не менее неприятный мужской, который называет человека по имени­отчеству, далее заявляет, что имеется задолженность перед тем­то, которую требуют погасить.

Часто подобное общение сопровождается угрозами: обращение в суд, принудительное взыскание, выезд «группы взыскания», приезд приставов, возбуждение уголовного дела по ст. 177, 159 УК РФ, возбуждение административного дела, описание всего имущества, какое только есть. Пугают плохой кредитной историей на ближайшие сто лет, запретом на выезд за рубеж, штрафами и пени, которые уже растут как снежный ком, и т.д. Всё это рассчитано на страх непосредственного объекта атаки.

Действия коллекторов направлены на юридически неграмотного обывателя, который не знает своих прав и ведется на их наглые методы. Часто коллекторы ведут себя по­хамски, неистово несут бред (типа: «сейчас к вам приедут приставы», при том, что еще даже суда никакого не было), или угрожают и прочее.

Если звонит коллектор: Что делать и как себя вести?

В принципе, можно вообще ничего не делать и вообще не общаться с данными гражданами, это ваше право. Если есть претензии - пусть обращаются в суд.

Можно занять позицию полного игнорирования, это не ваш, а их интерес о чем-то говорить, вы их звонить не просили, так что, это их проблемы, что они хотят поговорить.

Если решили разговаривать, то можно выяснить, на основании чего они требуют уплаты. Тут два варианта: либо они приобрели право требования к вам у банка, либо они просто взыскивают в интересах банка.

Вариант первый. Коллекторы, настаивают, что приобрели право требования.

Если они, якобы, приобрели право требования к вам у банка, то можно требовать от коллектора представить оригиналы (нотариальные копии) документов, подтверждающих факт передачи им вашего долга, представить их учредительные документы как юридического лица. Вообще, пока вы не получили по почте (иным образом) оригиналы (нотариальные копии) документов, подтверждающих факт передачи коллекторам вашего долга, - не надо вообще ни о чем говорить. Темы для разговора просто нет.

Статья 385. ГК РФ «Доказательства прав нового кредитора» 1. Должник вправе не исполнять обязательство по новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу.

Кроме того, есть в Гражданском кодексе и такая статья, как ст. 388 ГК РФ.

Статья 388. «Условия уступки требования». 2. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Собственно говоря, общение по телефону с неизвестными вам гражданами вообще представляется не нужным, так как вы не знаете, кто на том конце провода, и вам может звонить мошенник, с целью получения какой-то информации, в силу чего по телефону правовые вопросы обсуждать не рекомендуется. Всегда требуем представить лицам, с которыми вы можете (при желании) пообщаться, подтверждение их ЛИЧНЫХ полномочий (доверенности, приказы о приеме на работу в данное агентство), предлагаем представиться, назвав ФИО полностью, должность, рабочие телефоны коллекторской фирмы, юридический адрес организации. Можно сказать, что все дела будете вести через вашего адвоката, который им скоро позвонит, ведь это ваше право - вести дела через представителя.

Вариант второй. Коллекторы просто требуют уплаты долга.

В этом случае всё еще более очевидно, это вообще вне рамок правового поля. Закон о деятельности коллекторских агентств в РФ еще не принят и, скорее всего, принят не будет, а кроме того, возможно, что в ближайшее время они будут юридически объявлены вне закона.

Правила общения с коллекторами таковы:

1. Всех коллекторов и всегда отправляем по одному адресу — в суд.

Механизм этого прост : вам позвонил коллектор, вы ему сказали следующее : «По всем вопросам обращайтесь в суд», положили трубку. Всё предельно просто. Номер телефона заносите в черный список на своем мобильном.

Ни при каких условиях не представляйте коллектору никакую информацию. Будь то сведения о новом месте работы, изменениях в номерах телефонов, месте проживания вас и ваших родственников, времени, когда вас можно застать дома, и т.д. Если коллекторы продолжают тупо названивать (а это и есть их бесхитростная тактика - капать на нервы, доставать с ослиным упорством), то можно применить следующие простые методы : ставим их телефоны в чёрный список, для них всегда будет отбой. То же касается и телефона, с которого могут приходить смс. А вообще, зачем в принципе отвечать на незнакомые звонки? - вот вопрос. А попутно можно записать разговор на диктофон, если уж он произошел, и направить жалобу в полицию и прокуратуру по факту вымогательства (статья 163 УК РФ). Это если вы всё же стали о чём-то там с ними говорить и если вам стали хамить, угрожать (такие случаи известны).

Хороши и такие фразы для разговора с коллектором: «Без комментариев» или «Разговаривайте с моим адвокатом», на вопрос дать номер телефона адвоката – «Адвокат сам вам позвонит». Всё, разговор подошел к логическому завершению, вы избрали способ общения через адвоката, это ваше право.

2. Если решили о чем-то поговорить, то все разговоры с коллектором пишем на диктофон.

3. Если коллектор угрожает по телефону или при встрече — идём в ближайшее отделение полиции и пишем заявление о вымогательстве (статья 163 УК РФ) и об угрозе жизни и здоровью.

Вопрос только в том, а как вообще встреча могла состояться, зачем она вам-то нужна? Как вообще коллектор может узнать, что вы есть вы? А никак. Если к вам некто подходит, к примеру, на улице, то зачем ему вообще говорить, кто вы есть такой? С какой радости? «Без комментариев» - идеальный ответ на вопрос, кто вы есть такой. Для того чтобы начать разговор, обычно спрашивают так: «Иван Петрович»? Если вы скажете нечто типа: «Да, а в чем, собственно, дело?», то всё, вас распознали, можно нагружать ваш мозг проблемами.

4. Если коллектор звонит после 23:00 либо раньше 7:00, идем в ближайшее отделение полиции и пишем заявление о хулиганстве и нарушении покоя граждан. С такого-то телефона звонят, хамят, угрожают, просим принять меры.

5. Если коллекторы пришли к вам домой, дверь не открываем, звоним 02 и вызываем наряд (неизвестные бандиты ломают в дверь, кричат и угрожают). Если приедет полиция, то коллекторы могут получить массу проблем. Некоторые совсем уж странные граждане могут открыть дверь, впустить коллекторов в дом и начать с ними о чем-то там говорить. Вопрос – зачем это вам надо? Пустая трата времени и нервов. Практического смысла - ноль.

ПРАВИЛО: НИКАКИХ документов у коллекторов НЕ БРАТЬ и НИЧЕГО НЕ подписывать. Еще раз: НИКАКИХ полномочий что-то требовать у коллекторов нет. Вы с ними никаких договоров не заключали, они не полиция и не судебные приставы. Между прочим, часто коллекторы используют форму, похожую на форму судебных приставов либо иных сотрудников органов.

6. Все вопросы с коллекторами решаем только в судебном порядке. Есть к вам какое-то дело - пусть подают в суд. Вы хотите решать вопрос именно так, в суде разобраться - и это ваше конституционное право.

7. Никогда добровольно НЕ платим пени и штрафы. Лучше вообще ничего не платить до решения суда. Суд все эти пени, скорее всего, уменьшит на порядки. Это если суд вообще будет. Договорные штрафные санкции всегда очень завышены.

И, конечно же, помним про трехлетний срок исковой давности, по истечении которого взыскать с вас что-то уже невозможно (об этом надо на суде заявить, если уж он будет). Однако учтите, что трехлетний срок исковой давности исчисляется с того момента, когда Вы в последний раз что-то платили: течение срока исковой давности прерывается совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга, а после перерыва течение срока исковой давности начинается заново. И, в любом случае, коллекторам платить не нужно: во-первых, платя деньги сейчас, Вы продлеваете им срок исковой давности (см. выше), во-вторых, правильный размер долга после такого длительного периода может определить только суд. Более чем вероятно, что их требования вообще не соответствуют истине. Банку погашать долг нужно, с этим никто не спорит, но пусть уж это будет через суд, так вернее и надёжнее.

Адвокатский кабинет «Адвокат Климов Егор Валерьевич»

В принципе, можно вообще ничего не делать и вообще не общаться с коллекторами, это ваше право. Если есть претензии - пусть обращаются в суд.

Ни при каких условиях не предоставляйте коллектору никакую информацию. Будь то сведения о новом месте работы, изменениях в номерах телефонов, месте проживания вас и ваших родственников, времени, когда вас можно застать дома и т.д.