8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Мошенник должен за год вернуть государству три с лишним миллиона рублей

Курышев Игорь Викторович (47 лет) Рудничным районным судом Прокопьевска признан виновным в мошенничестве, совершённом путём обмана в особо крупном размере.

Игорь Курышев много лет работал риэлтором в крупном агентстве недвижимости, действующем в Новокузнецке и соседних городах, но с помощью коллеги занимался сделками с жильём и в частном порядке.

В 2009 году хозяйка дома, расположенного в Прокопьевске в районе Черногорской автобазы, решила срочно продать свою недвижимость: нужны были средства на спасение дочери, заболевшей раком. О том, что её дом, расположенный над выработками шахты «Центральная», попал в программу по сносу жилья на подработанных шахтами территориях, женщина не знала. Хозяйка дома развесила объявления, на которые откликнулся Игорь Курышев.

Мошенник попросил двух своих знакомых помочь ему в мнимой сделке. Мужчины со своими семьями стали собственниками этого дома по договору дарения (хотя на самом деле Курышев заплатил хозяйке за эту недвижимость относительно небольшую сумму). Новые хозяева прописались в доме и выдали преступнику доверенности на право вести их дела в суде и других учреждениях.

Курышев подал в суд на администрацию Прокопьевска и добился решения о включении семей своих знакомых в уточняемый список лиц, подлежащих переселению с предоставлением социальной выплаты.

После чего мошенник добился от владельцев трёх квартир, расположенных в Прокопьевске, согласия формально продать свои квадратные метры семьям своих знакомых. Один хозяин квартиры пошёл на такую сделку потому, что Курышев был его товарищем, когда­-то мошенник выручил его при другой сделке и в благодарность попросил об услуге. Собственница другой квартиры согласилась помочь, так как была знакома с преступником десять лет и доверяла ему. Хозяйка третьей квартиры обратилась в агентство недвижимости, где работал Курышев, за помощью в размене квартиры, и мошенник убедил её, что лучше всего это сделать с помощью формальной продажи её жилья.

В итоге владельцы трёх квартир продали свою недвижимость двум семьям, а спустя несколько месяцев купили у них своё жильё обратно. Сделки существовали только на бумаге: покупатели свои новые квартиры не осматривали, никто никуда не переезжал, деньги не передавались.

А администрация Прокопьевска перечислила настоящим владельцам квартир деньги за якобы проданное ими жильё семьям, якобы лишившимся единственного дома из­-за шахтёрских выработок. Хозяева квартир сняли полученные средства со счетов и передали Курышеву. Так мошенник получил в сумме 3 миллиона 282 тысячи 300 рублей.

Суд решил, что во время этой аферы только один Курышев действовал умышленно и из корысти, понимая, что вовлечённые им в мошенническую схему люди не имеют прав на государственную помощь. Помощники поклялись в суде, что выполняли просьбы мошенника бескорыстно – он не заплатил им ни копейки, ­ и суд решил, что Курышев ввёл их в заблуждение относительно своих преступных намерений.

Работница агентства недвижимости, где трудился мошенник, не понимала, что, помогая Курышеву в этих сделках, участвует в преступлении. Глава одной из семей, прописавшейся в сносимом доме, по профессии нотариус, и он тоже не понимал, что помогает Курышеву мошенничать. А глава другой семьи (не понимая, что участвует в преступлении) по просьбе Курышева подыскал среди знакомых лжесвидетеля (который поклялся в суде, что семья знакомого действительно жила в этом доме и лжец ей даже помогал с переездом).

Лжесвидетель, которому перед визитом в суд знакомый показал «свой» дом, про жильцов которого предстояло врать, так объяснил свои показания под присягой: «Реально он вещи не помогал перевозить в дом.., как указано в протоколе судебного заседания.., который ему был предъявлен следователем. Когда Г… привез его к дому, чтобы показать, в машине было два пакета, что было в пакетах, он не видел, но эти пакеты Г… относил к дому, вот поэтому он и подумал, что Г… потихоньку вещи в дом перевозит».

Игорь Курышев совершил преступление в 2010 году, а обвинительный приговор ему был оглашён лишь в декабре 2015 года. Как сказано в судебном акте, познания Курышева в области сделок с недвижимым имуществом способствовали реализации и легализации на определенный период времени преступлений, из-за разработанной мошенником сложной схемы, при помощи которой совершались хищения, факт хищения было очень сложно установить, и трудно было понять, каким образом производилось изъятие денежных средств.

При назначении наказания суд учёл такие смягчающие обстоятельства: наличие на иждивении мошенника трёх малолетних детей, явку с повинной после задержания, от которой он отказался в ходе следствия. Второе признание вины и раскаяние, совершённые уже в суде. А также тяжёлое состояние здоровья преступника и членов его семьи. Про последнее обстоятельство гражданская жена мошенника рассказала суду следующее: « Курышев И. В. инвалид 3 группы по общему заболеванию со спиной, испытывает постоянные сильные боли, но, несмотря на это, он помогает своей престарелой бабушке и её матери, которая лежит без движения со сломанным позвоночником».

Кроме того, суд признал смягчающим обстоятельством добровольное частичное возмещение ущерба мошенником. Курышев похитил 3 миллиона 282 тысячи 300 рублей. А на сегодняшний день, согласно базе данных исполнительных производств областной Службы судебных приставов, должен государству три миллиона 231 тысячу 806 рублей.

В итоге Игоря Курышева приговорили к двум годам шести месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком три года. Кроме того, суд обязал осуждённого возместить причиненный преступлением ущерб в течение одного года с момента вступления приговора в законную силу.

Михаил Зеленчуков