8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Как изменится процедура регистрации недвижимости с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вступит в силу новый Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающий создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы, в связи с чем существенно изменится порядок государственной регистрации недвижимого имущества.

На сегодня действует порядок регистрации прав, который установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122­ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Единый реестр недвижимости будет составлен из сведений, которые сейчас содержатся в Кадастре недвижимости и реестре прав (ЕГРП).

Сейчас кадастровый учет и регистрация прав недвижимости (имущества) – это совершенно разные процедуры. Но собственникам для совершения операции с недвижимостью часто требуются обе процедуры. Поэтому Единый реестр недвижимости одновременно обеспечит и подачу заявлений на кадастровый учет, и регистрацию прав, а это сэкономит время граждан и сделает более удобными операции с недвижимостью.

Закон № 218­ФЗ, как и действующий закон, позволяет подать документы на бумажном носителе и в электронном виде (новые формы утвердило Минэкономразвития России в приказе от 8 декабря 2015 г. № 920). Некоторые коррективы будут внесены лишь в способы подачи.

Документы для регистрации недвижимости

С января 2017 года документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости можно будет сдать в любом офисе приема­выдачи документов, и при этом не имеет значения, где территориально ваш объект расположен.

К примеру, если квартира или земельный участок находятся в Новокузнецке, а вы проживаете во Владивостоке, то не обязательно ехать в Новокузнецк, чтобы подать документы на регистрацию права собственности. Просто нужно обратиться в любой офис приема­выдачи документов во Владивостоке с соответствующим пакетом документов и заявлением.

Заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемые к нему документы, как и сейчас, можно будет представить в Росреестр (ч. 1 ст. 18 Закона № 218­ФЗ):

• в форме документов на бумажном носителе;

• в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.

Росреестр должен уведомить заявителя о приеме документов на регистрацию с указанием их перечня, даты и времени их представления с точностью до минуты:

• при личном обращении в Росреестр и к уполномоченному лицу при выездном приеме – в виде расписки непосредственно при приеме заявления;

• при личном обращении в многофункциональный центр, а также при отправлении по почте или в электронной форме – в течение рабочего дня, следующего за днем приема документов.

Документы на бумажном носителе

Документы в такой форме можно будет представить:

• лично обратившись в орган регистрации прав;

• уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме;

• через многофункциональный центр;

• почтовым отправлением.

Действующий порядок не пре­дусматривает выездного приема документов сотрудниками Росреестра. Остальные способы представления документов есть и сейчас.

Документы в электронном виде

Их необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП):

• с использованием информационно­-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета;

• посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

• посредством официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Закон № 122­ФЗ и сейчас допускает возможность обращения с заявлением о регистрации прав в электронной форме (ч. 4 ст. 16 Закона № 122­ФЗ). Поэтому в этой части изменений не будет.

Сроки оформления и получения документов

Процесс оформления документов на недвижимость после вступления в силу нового закона станет короче. Достаточно подать в регистрирующий орган одно заявление ­ и в течение 10 дней будут выполнены работы и по постановке объекта на кадастровый учет, и по регистрации прав. Если заявителю нужна одна из услуг Росреестра, то регистрация прав займет не более 7 дней, а постановка на кадастровый учет – не более 5 дней.

Порядок получения документов после государственной регистрации

Как и на настоящий момент, с 1 января 2017 г. вы можете получить документы после проведения процедуры государственной регистрации лично либо через вашего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Если же нет времени забрать документы после проведения регистрации прав, то готовые документы могут вам доставить в любое удобное для вас место и время. Для этого при подаче заявления нужно указать способ получения ­ «курьерская доставка». Но за эту услугу придется заплатить.

Форма ведения ЕГРН

Сейчас Росреестр ведет ЕГРП на бумажных и (или) электронных носителях. Но если есть несоответствия между записями на бумажных и электронных носителях, то приоритет имеют записи на бумажных (ч. 8 ст. 12 Закона № 122­ФЗ).

Закон же № 218­ФЗ делает явный акцент в сторону документов в электронной форме и их электронных образов.

Минэкономразвития России утвердило:

• Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов (приказ от 26 ноября 2015 г. № 883);

• Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (приказ от 16 декабря 2015 г. № 943).

Оба документа вступают в силу также с 1 января 2017 года.

Несмотря на то что Росреестр будет вести основные реестры в электронной форме, его территориальные отделы по-­прежнему будут продолжать свою работу и с бумажными носителями. Росреестр сам будет переводить документы в электронную форму (ч. 3 ст. 11 Закона № 218­ФЗ).

Эти электронные документы и электронные образы документа:

• подписывает должностное лицо Росреестра с использованием ЭЦП, и они имеют ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе, которые представил заявитель.

Кроме того, Росреестр должен будет вести реестровые дела на бумажном носителе при одновременном соблюдении двух условий (ч. 4 ст. 11 Закона № 218­ФЗ):

• заявитель оформил и представил в Росреестр документы на регистрацию прав на недвижимость в простой письменной форме на бумажном носителе;

• оригиналов таких документов нет в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.

Надежность хранения документов

Степень защиты сведений Единого реестра недвижимости должна быть обеспечена на самом высшем уровне. Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных с многократным резервным копированием и высокой степенью безопасности. Это позволит Росреестру гарантировать зарегистрированные права, минимизировать угрозу мошенничества и снизить риски операций на рынке недвижимости для граждан и предпринимателей.

Необходимо отметить также, что по новому закону свидетельства о регистрации права собственности выдаваться не будут. Выписка из Единого реестра будет подтверждать кадастровый учет, а также регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимость. Подтверждением же регистрации договора или другой сделки послужит специальная регистрационная надпись на соответствующем документе.

Адвокатский кабинет «Адвокат Климов Егор Валерьевич» г. Новокузнецк Кемеровской области № 42/73

654005, г. Новокузнецк, ул. Ушинского, д. 7, тел.+7 (903) 940-30-97, e-mail egorklimov@gmail.com

Адвокат зарегистрирован в Реестре адвокатов Кемеровской области за № 42/1223