Слово - не воробей…
У диетологов есть любимая фраза «ты – то, что ты ешь». Перефразируя, скажу: «ты – то, что ты говоришь», а именно: вы создаете, разрушаете, укрепляете свои отношения с другими людьми посредством того, ЧТО говорите. Думаю, вы не раз укоряли себя за фразу, которая была брошена вами в «сердцах». Или жалеете, что хотели сказать так много хорошего человеку, а получилось как- то коряво. Или вы ничего обидного не имели в виду, а собеседник обиделся. Почему же так происходит, что в нашей речи бывает не так? Не каждый человек выстраивает свою фразу сначала в голове, а потом говорит (успеть бы вообще подумать!). Вот и получается своеобразное напряжение там, где мы этого совсем не хотели.
Давайте посмотрим в таблице, что снижает напряжение и что, наоборот, его вызывает.
Фразы, которые ВЫЗЫВАЮТ напряжение: | Фразы, которые СНИЖАЮТ напряжение: | |||
Принижение партнера, негативная оценка его личности и мнения. |
- Да кто ты такой? - Вы вообще слышите, что я говорю? |
Подчеркивание значимости партнера, его мнения для вас. |
- Мне так важно твое мнение… - Я хотела посоветоваться с вами… |
|
Подчеркивание различий между собой и партнером. |
- Кто я и кто ты… - Да я специалист с 20-летним стажем… |
Подчеркивание общности с собеседником (сходства интересов, мнений, личностных черт и др.). |
- Мы с тобой не первый год вместе… - И вы и я хотим одного… |
|
Перебивание партнера. |
- Мне некогда! - Не сейчас! |
Проявление искреннего интереса к проблемам партнера. |
- Расскажи, что случилось? - Давайте уточним, в чем суть проблемы… |
|
Отрицание неправоты. |
- Такого не может быть! - Я никогда не ошибаюсь… |
В случае вашей неправоты, немедленное ее признание. |
- Действительно, я не права… - Прошу прощения, я совершила ошибку… |
|
Поиск виноватых или обвинение партнера. |
- Вот у тебя всегда все виноваты, кроме тебя… - Я же не виновата, что вы не так поняли… |
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. |
- Давай поступим вот так… - Как вы смотрите на то, что мы поступим вот так… |
|
Переход на «личности», воспитание другого человека. |
- Ну и какой ты после этого специалист? - Вы вообще думаете, что говорите? |
Обращение к фактам, а не к эмоциям. |
- Произошла вот такая ситуация, давай обсудим… - Давайте обсудим, что произошло… |
|
Партнер переживает, а вы пытаетесь включить его «здравый смысл». |
- Ну, хватит, соберись и делай… Успокойтесь и не возмущайтесь, я-то что могу сделать? |
Проговаривание эмоционального состояния своего и партнера. |
- Я чувствую то же, что и ты… - Я переживаю… - На вашем месте я, наверное, тоже бы так реагировала. |
|
Резкое убыстрение темпа речи, как будто вы торопитесь. Вы не смотрите в глаза собеседнику, вообще на него не смотрите. Мелочные придирки. |
Спокойный, уверенный темп речи. |
|||
Негативная обратная связь. |
- Ни куда не годится! - Легче самой сделать, чем тебя просить… - Ну и ну! |
Позитивная обратная связь. |
- Отлично… - Хорошо… |
Искренне
веря в Ваш успех, Галина Фомиченко,
бизнес- консультант по сервису и продажам, г. Новосибирск,
со мной можно поговорить: 8 913 923 52 95
написать: zlata@academ.org
подписаться на рассылку: www.GALIFO.RU