8 (913) 136-0710
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Цифровизация на рынке недвижимости

Новые технологии не оставят риэлтора без работы, если специалист возьмёт их на вооружение

Недавно в Сочи состоялась IV Всероссийская ежегодная конференция для партнёров Сбербанка «Инновации рынка недвижимости». В мероприятии приняли участие более 1300 человек. Представители партнёров Сбербанка, среди которых ­ компании застройщиков, агентства недвижимости и другие участники рынка. В этом солидном мероприятии принимал участие председатель правления Саморегулируемой организации «Некоммерческое партнёрство «Лига риэлторов Кузбасса», генеральный директор агентства недвижимости «Мегаполис» Игорь Викторович Глущенко. Сегодня он делится с читателями журнала своими впечатлениями от этой конференции.

­ Действительно, форум был представительный – в зале практически пустых мест не было. Я был и в прошлом году. Тогда там, кажется, менее тысячи человек было. А в этом году ­ тысяча триста! То есть интерес к мероприятию был очень большой.

Открыл конференцию председатель правления Сбербанка Герман Греф. В своём вступительном слове он обозначил главную тему словом «цифровизация» (передача данных с помощью цифровых устройств). Сегодня цифровизацию можно назвать самым главным трендом ближайших десяти лет. Её планируют очень быстро развивать в России, и, возможно, к 2025 году наша страна сравнится по этому показателю с такими лидерами цифровых инноваций, как Китай, США и Великобритания. Герман Греф подчеркнул, что именно успехи цифровизации будут определять успехи будущего.

Сбербанк к концу 2018 года планирует стать полностью цифровой организацией. В которой не будет уже ни одного процесса и продукта с бумажным началом. Греф собирается половину сотрудников уволить (на сегодня в Сбербанке работает порядка 330 тысяч человек). Наступает постиндустриальная революция. Когда-­то увольняли людей физического труда, которых заменяли станками. В ближайшем будущем работу будут терять люди интеллектуального труда, которые делают простые операции. Те же диспетчеры, операционисты в Сбербанке, юристы (которые занимаются простейшими делами), бухгалтеры.

Не знаю, сколько лет этот процесс будет длиться. Тот же Греф говорит: кому охота сейчас стоять где­то в очередях? Да никто не будет стоять! И через два года (он даёт всего два года!) банков вообще не будет. Таких, какими мы их знаем сейчас. На конференции не рассказывали подробности. Но думаю ­ это то же, что Тиньков сейчас делает. Всё уходит в Интернет. В онлайн. Все процессы. Что сильно упростит доступ к банковским услугам.

Два дня конференции были полностью насыщены интересными встречами. Перед нами выступали представители агентств недвижимости, «Гугла» и «Яндекса», заместители Грефа и руководителя Росреестра, замминистра строительства и жилищного хозяйства…

Больше всего мне понравилось выступление представителей бизнеса, которые тоже рассказывали об инновациях, цифровых тенденциях, роботизации. Гости конференции задавали вопрос: почему раньше этого не делали? Ещё год назад, на прошлогодней конференции, о необходимости такого прорыва не говорили. А сейчас: цифровизация! Бизнесмены отвечали просто: условно говоря, 15 лет назад, когда рынок развивался и нефть была дорогая, у всех доход очень неплохой был. Не было тогда необходимости в таком внедрении цифровых технологий, и никто этим не заморачивался.

Это время закончилось. Сейчас либо мы рванём, действительно, как Греф говорит, и попытаемся догнать развитые страны, либо останемся на обочине. А мы можем догнать только за счёт креативности россиян. Мы ­ смекалистые! Надежда на это.

Представители риэлторского сообщества смотрят на происходящее с определённым беспокойством.

С одной стороны, многие банки и информационные монстры, как, например, «Авито» и другие, пытаются взять на себя риэлторские функции. Тот же Сбербанк и другие банки, но особенно Сбербанк, сейчас заключают договоры, регистрируют сделки в Росреестре. Всё это идёт быстро ­ онлайн. Некоторые коллеги впадают в отчаяние: профессии риэлтора вроде как скоро не будет.

С другой стороны, тот же Сбербанк не хочет быть монополистом. Иначе зачем бы он собирал на конференцию партнёров. Да, он начинает предоставлять практически риэлторские услуги. Предлагает на сегодня те же объекты выставлять в общей электронной базе. Как говорит Греф, для них очень привлекательна недвижимость, и они будут на этом зарабатывать. Где­то – получать небольшую комиссию, где­то ­ участвовать полноценно. Но он готов работать со всеми на рынке. Он хочет только занять какую­то свою нишу.

В такой ситуации риэлторы не должны опускать руки. Двигаться в том же направлении. Конкурировать. Использовать все новинки.

Сегодня риэлторы, несмотря на наступление конкурентов, нужны во многих процессах. К примеру, когда необходимо выстраивать цепочки всевозможные. Хотя, со временем, может, и этот процесс будет упрощён. Поэтому и здесь не приходится стоять на месте. Нужно постоянно всем учиться, переучиваться. Искать новую нишу в бизнесе. И правильно даже такая мысль прозвучала. Настолько всё меняется в этом мире, что те же руководители агентств, не говоря о стажёрах, через некоторое время становятся новичками. То есть процесс обучения сейчас должен идти постоянно.

К сожалению, сегодня в Новокузнецке не используется даже то, что в Москве начали делать давно. Те же ячейки. Когда сделка совершается, оплата обычно наличными идёт. Определённые риски существуют. Сейчас уже считается, что даже ячейка – прошлый век. По идее, нужно использовать аккредитив. Того же Сбербанка. Как ни говорят, что это вроде сложно, но это надо делать. Для безопасности, для удобства клиента.

Очень важно сейчас будет для риэлтора иметь нормальный смартфон. Нам показывали на форуме технологию, которая уже применяется за рубежом. Человек набирает в программе на смартфоне адрес или просто наводит аппарат на дом и буквально сразу в приложении появляется информация о всех квартирах, которые в этой многоэтажке продаются. Он нажимает на выбор квартиры и видео в 3D формате показывает ему состояние и параметры жилья.

Нельзя сбрасывать со счетов и необходимость предоставлять клиенту сервис на высочайшем уровне. Надо ещё раз просмотреть всю цепочку. Как происходит сделка. Клиент постоянно должен быть квалифицированно обслужен. Никаких очередей, никаких заминок. Человек, как правило, один­два раза в жизни совершает сделку. Находится под сильнейшим прессингом. Он ­ в стрессе. Клиент часто не понимает своих потребностей, не может их толком объяснить и не знает состояние рынка. Наша задача ­ помочь ему разобраться в своих желаниях и принять правильное решение. Благодаря нам клиент за свои деньги должен выбрать наиболее выгодный вариант покупки жилья. Чуткость и другие человеческие качества пока не подвластны никакой цифровизации.

Тем, у кого есть определённая боязнь за судьбу риэлторского сообщества, я хочу сказать следующее. Надо принять тот факт, что век бумажных носителей исчерпал себя. Всё идет в Интернет, в онлайн. Выход ­ в освоении новых технологий и человеческом факторе. Настал момент, когда нужно меняться, учиться. А в противном случае придётся просто уйти с рынка.

Цифровизация ужесточает конкуренцию в сфере недвижимости. Но я всегда говорил и считаю важным повторить сейчас: конкуренция ­ это хорошо! Конкуренция приводит к повышению качества услуг.

Записал Михаил Зеленчуков.