8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

«Либо – честную смету, либо – к прокурору»

Строительный эксперт Сергей Пустовойт предложил чиновникам и депутатам Новокузнецка свой способ борьбы с хищениями при ремонтах многоквартирных домов: обязать советы домов привлекать для контроля за проведением работ и их стоимостью строительно-технического специалиста.

Строительный эксперт

Сначала – несколько слов о герое этой публикации. Сергей Анатольевич Пустовойт окончил в 1997 году строительный факультет Сибирской горно-­металлургической академии. После чего более двадцати лет работал по профессии: начальником ремонтно-­строительного отдела Новокузнецкого аэропорта, главным специалистом отдела капитального строительства НкМК, заместителем директора частной строительной фирмы…

В 2015 году Пустовойт окончил факультет строительно-­технической экспертизы Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина. Получил квалификацию строительного эксперта. Данные Сергея Анатольевича внесены во Всероссийский перечень аттестованных руководителей и специалистов строительного комплекса.

Последняя работа Сергея Пустовойта – здание нового гипер-маркета «Магнит», сданное в феврале этого года в Осинниках. При возведении этого объекта Сергей Анатольевич осуществлял технический надзор за строительством.

Есть у автора идей и собственный опыт работы в роли старшего дома.

Некомпетентность и обман

Пустовойт не может спокойно смотреть на дилетантство и мошенничество в сфере ЖКХ.

С возмущением он рассказывает мне, что творится в девятиэтажке в Центральном районе, где живёт его мама. Совет дома решил наглухо закрыть подвальные «продохи», и в эти окошки были вставлены неоткрывающиеся пластиковые окна. Хотя эти отдушины специально созданы для того, чтобы из подвала выходили миазмы, вонь и сырость. Другое решение – отводить воду с крыши дома, текущую по трубам­водостокам вниз и на газоны, дальше от стены здания. От нижней части восьми труб, расположенных у подъездов, положили швеллеры, и вода полилась на асфальт. Осенью и весной вода замерзала и таяла. В результате за два года асфальт у швеллеров разрушился: образовались дыры примерно метр на метр и глубиной по 30 сантиметров.

Не раз Сергей Анатольевич видел новые козырьки больших размеров у подъездов многих многоквартирных домов в городе, прикреплённые к стенам домов. «То стену вывалит, то ещё что­нибудь – это сплошь и рядом такое», ­ возмущается мой собеседник.

Второй момент, на который обратил внимание Пустовойт, это стоимость ремонтных работ общедомового имущества, проводимых управляющими компаниями. В многоэтажке, где живёт его мама, каждый подъезд ремонтировали по цене работ в 400 тысяч рублей за 9 этажей. Эксперт считает, что красная цена такому ремонту – максимум 220 тысяч. «Остальное всё надуто хорошим сметчиком», ­ утверждает Сергей Анатольевич.

Примерно полтора месяца назад к Пустовойту, живущему в Дальнем Куйбышеве, подошла старшая дома, которая знала о квалификации эксперта у своего соседа. Женщина попросила посмотреть сметы на ремонт подъездов их дома, составленные управляющей компанией. Ремонтники просили по 64 тысячи за приведение в порядок каждого подъезда. С одной стороны, в старом доме высокие потолки, и отбить штукатурку, побелить и покрасить здесь – достаточно трудоёмкая работа. Но такую цену за ремонт трёх этажей подъезда Пустовойт счёл завышенной. Взял за руку старшую дома и пошёл к директору «УКашки». Своему собеседнику эксперт разложил всё по полочкам и предложил: либо управляющая компания переделывает смету, либо он идёт с этой бумагой к прокурору. В итоге УК добровольно снизила стоимость ремонта подъездов в его доме до 46 тысяч.

Спасение – в кураторе

После чего Сергей Анатольевич сел за компьютер и написал документ, оформленный в виде проекта Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. С длинным названием: «Об обязательном привлечении советом многоквартирного(ых) дома (ов) строительно-­технического специалиста (куратора), об утверждении положения о порядке приемки выполненных работ и порядке оформления документации по ремонту многоквартирного (ых) дома (ов)». Получилось десять страниц текста.

­ По закону, старший дома ни за что, по сути, не отвечает, ­ говорит Сергей Пустовойт. ­ Получает денежное вознаграждение за свою работу и подписывает бумаги на списание денег со счёта дома. В основном это человек, не понимающий, о чём идёт речь. Ему подсовывают такие цифры запредельные, которые нельзя подписывать ни в коем случае, и он подписывает. Посмотрите положения Жилищного кодекса России на эту тему. Ответственность несёт управляющая компания. Но она может обанкротиться. И отвечает только своим уставным капиталом – 10 тысяч рублей. В итоге деньги воруют – у жителей из кармана выдёргивают. Отдают непонятно кому и непонятно за что.

Сергей Анатольевич, судя по написанному им документу, предлагает следующее: «Для контроля деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирным (ыми) домом (ами) а также контролем качества и контролем расходования средств на ремонтные работы, проводимые в многоквартирном доме, обязать совет дома привлекать согласно Трудовому кодексу Российской Федерации на постоянной основе строительно­технического специалиста (куратора) с оплатой работы 50% из суммы вознаграждения председателя совета дома».

В проекте решения прописаны требования к такому куратору. Он должен иметь высшее образование с квалификацией инженера­-строителя по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и опыт работы в строительстве и ремонтах не менее 5 лет. Кандидат должен знать правила составления смет и приёмки ремонтно-­строительных работ.

Здесь мне хочется сослаться на собственный опыт. Раньше я жил в многоэтажке, где старшей дома была дряхлая бабушка – божий одуванчик. Потом переехал в другую, где старшей дома – местная дворничиха, которая на каждом общем собрании жильцов с ходу срывается на крик и маты. А однажды присутствовал на общем собрании старших домов, где их учили управлять многоквартирным домом: мероприятие быстро превратилось в базарную склоку, в которой мало кто слушал преподавателей и друг друга. Не хочу чесать людей, взваливших на себя трудную роль управления своим домом, под одну гребёнку, но, в общем, склонен согласиться с Сергеем Анатольевичем, что многим старшим домов помощь профессионала остро необходима.

Подумал Сергей Пустовойт и о коррупционной составляющей. Куратор не должен являться учредителем, собственником, акционером, страховщиком или должностным лицом управляющей компании, не может состоять с указанными лицами в близком родстве, а также не имеет права иметь имущественный интерес в управляющей компании.

У куратора – 14 обязанностей. Если коротко, он участвует в осмотрах дома, проверяет всю документацию на ремонты, контролирует качество и объёмы работ… В общем, профессионально делает всё возможное, чтобы дом был вовремя отремонтирован на совесть и рачительно была потрачена каждая копейка из квартплаты жильцов.

Два пишем. Один в уме?

Дальше в документе предельно детально описываются обязанности управляющей компании, порядок приёмки выполненных работ и правила оформления документации по ремонту дома. Не буду утомлять читателя подробным рассказом обо всех предложенных правилах, да и выделенных для этой публикации полос журнала для такого пересказа просто не хватит, так как эта информация занимает аж 7 страниц проекта документа.

В разговоре с Сергеем Анатольевичем я усомнился в том, что многое из предложенного Пустовойтом не делается управляющими компаниями и старшими домов. К примеру, неужели они не проводят весенние и осенние комиссионные осмотры многоэтажек? На что Сергей Пустовойт ответил, что и сейчас многое должно делаться и оформляться документально. Однако не всегда эта работа проводится на совесть.

Мой собеседник привёл такой пример. Однажды ему в БТИ выдали справку, в которой было указано, что многоквартирный дом, в котором живёт Пустовойт, имеет два этажа. Хотя он трёхэтажный. В ответ на недоумённые вопросы, работники БТИ пояснили, что такую информацию им предоставила управляющая компания. Как же тогда в «УКашке» ведётся документация, если там неправильно отражена даже этажность дома?

Применение же его предложений, по мнению эксперта, исключит подобный подход к ремонтам домов.

Идея-уникальна

Надо отдать должное нашим чиновникам и депутатам. Они серьёзно отнеслись к идеям Сергея Анатольевича. Пустовойт отдал им свой 10-­страничный труд в двадцатых числах февраля. Слуги народа взяли паузу до 17 марта, чтобы ознакомиться с предложениями эксперта и проконсультироваться со специалистами. После того как документ будет изучен, планируется провести совещание о возможности его применения.

Кроме того, свои предложения Сергей Пустовойт направил в областное отделение Общероссийского народного фронта. На прошлой неделе, когда я брал интервью у Сергея Анатольевича, он незадолго до разговора со мной встречался с одним из лидеров областного отделения ОНФ, который приехал в Новокузнецк и долго беседовал с Пустовойтом. На прощание «фронтовик» сказал, что идеи своего собеседника он считает дельными и будет предлагать областным депутатам принять решение о распространении предложений Сергея Анатольевича на всю Кемеровскую область.

Кстати, Пустовойт, излагая свои идеи на бумаге, попытался выяснить, не применяется ли что­-то подобное в других регионах России? Нашёл только информацию об опыте в Белгородской области: там упорядочили правила осмотра домов и документальной фиксации этой информации. Но не придумали, как и кем будет проверяться качество и достоверность этой работы. Получается, что идея нашего земляка о кураторах уникальна.

Мы обязательно проследим за судьбой предложений Сергея Пустовойта и сообщим о результатах нашим читателям.

Михаил Зеленчуков