8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Объединиться, чтобы конкурировать

Большое видится на расстоянии. Ещё 17 - 18 февраля в Сочи состоялась IV Всероссийская ежегодная конференция «Инновации рынка недвижимости». В мероприятии приняли участие более 1300 человек – представителей государственных структур, застройщиков и агентств недвижимости - партнеров Сбербанка, среди которых постоянный «Золотой партнер Сбербанка» в Новокузнецке - агентство недвижимости «Любимый город». Темы, обсуждавшиеся на этом представительном мероприятии, ещё долго будут занимать умы риэлторов. В № 9 журнала «Вариант» от 6 марта 2017 года о своих мыслях после участия в этой конференции рассказывал директор АН «Мегаполис» Игорь Викторович Глущенко. А сегодня своими впечатлениями делится директор АН «Любимый город» Инна Васильевна Левченко.

«Любимый город» ежегодно получает приглашения на Всероссийскую конференцию, проводимую Сбербанком. И мы стараемся посещать мероприятия такого уровня. Для нас важно понимать основные отраслевые тренды, иметь возможность сверить собственное понимание ситуации с коллегами из других регионов, услышать мнение лидеров рынка. Особенно важно услышать оценку тех, кто формирует сегодняшние тенденции, и чьё влияние на отрасль в целом определяет её ближайшее будущее.

Нет смысла сейчас пересказывать то, о чём говорилось на конференции. Для этого достаточно почитать программу и посмотреть список участников и основных спикеров. Главный тренд на ближайшие годы, который вполне аргументированно обозначался и продвигался на конференции ­ это цифровизация рынка вообще и рынка недвижимости в частности. И не просто цифровизация, а постепенный переход площадок купли­продажи недвижимости и процесса формирования и совершения сделок в интернет­пространстве.

Во главе этих трендов ­ основные спикеры конференции: Сбербанк, компании Google и «Яндекс». По сути, они уже используют цифровые технологии в процессах, связанных с продажей и приобретением жилья, и имеют четкий перспективный план по изменению рынка с помощью внедрения цифровых технологий. Сбербанк уже давно обозначил свой интерес и готовность к более активному участию на рынке недвижимости, а сегодня планирует расширить свои компетенции от традиционного ипотечного кредитования до прямого оказания конечному потребителю комплексной услуги по оценке и подбору жилья. По сути, это прямая конкуренция с услугами агентств недвижимости. Только с опорой на цифровые технологии, на которые Сбербанк делает ставку и разработчиком, и заказчиком которых является.

Аналогичный интерес проявляют и компании ­ лидеры IT-­индустрии. Имея в арсенале колоссальную систему аналитики накопленных данных и возможность законно отслеживать любые действия потребителя, эти игроки сегодняшнего рынка недвижимости, в том числе и Сбербанк, открыто заявляют, что «знают о конкретном человеке больше, чем его жена». Это позволяет им прогнозировать поведение потребителей и управлять им, формировать спрос и тенденции на рынке недвижимости и разворачивать рынок в нужную им сторону.

Сегодня рынок, где российский потребитель распоряжается своим самым значительным накоплением – средствами на жильё, интересен и управляется мощными силами, в распоряжении которых все необходимые финансовые, человеческие, информационные и прочие ресурсы. А нас, традиционных участников рынка (агентства недвижимости, застройщиков), по сути, ставят в известность о том, как и кем этот рынок будет в ближайшее время изменяться. Ну и на этом спасибо! Удивительно, почему среди заинтересованных участников на конференции не было ещё одного игрока, определяющего сегодняшние правила игры и основные тренды, ­ компании «Авито»? Тогда бы пазл сложился полностью и картинка выглядела законченной.

Программа конференции действительно была интересной, насыщенной. Очень содержательной. Нам подробно, на цифрах и реальных примерах, рассказали, какие планы сегодняшние компании­гиганты имеют на рынок недвижимости. Как они собираются на нём работать, как предполагают поделить, какие сервисы готовы предоставить потребителю. Во время конференции меня не покидало ощущение сюрреалистического фильма, в котором нам показывают наше светлое волшебное и радостное будущее … в котором нас нет. По крайней мере, в том виде и формате, в котором сегодня существует большинство региональных агентств недвижимости.

Как устроен рынок сейчас: это сотни и тысячи крупных и мелких агентств в каждом городе по всей стране, оказывающих примерно одну и ту же услугу с различным уровнем предоставления потребительского сервиса и опирающихся в своей деятельности на годами сложившиеся право и обычаи конкретного региона. На федеральном же уровне все эти агентства объединились только по принципу профессиональной деятельности – в Некоммерческое партнёрство «Российская гильдия риэлторов» (РГР). Задачей РГР, как профессионального союза, является выработка единых принципов работы всех участников рынка, отстаивание и лоббирование интересов профессионального сообщества на государственном уровне.

И когда 3 года назад в 2014 году мы были участниками первой конференции, проводимой Сбербанком, РГР был её полноправным соорганизатором и партнером. Сама идея проведения подобных мероприятий с привлечением Сбербанка, как неотъемлемого участника рынка, была в том, чтобы объединить профессиональное сообщество, дать возможность при непосредственном живом общении обменяться передовым опытом, выработать единые подходы и принципы работы, найти и применить новые, наиболее передовые пути развития российского рынка недвижимости. Что же сейчас?

Да, передовой опыт и технологии нам показали. Но разрабатываются и применяются они не основными участниками риэлторской деятельности – агентствами недвижимости, а Сбербанком и IT­компаниями. У них, помимо уже накопленного знания рынка, есть то, чего нет у каждого отдельно взятого, пусть даже самого сильного и передового, агентства недвижимости – человеческие, финансовые, временные и прочие необходимые ресурсы. А у разрозненных агентств этого нет. Нет и у РГР. Более того, тогда, при проведении первых конференций, РГР была силой, способной объединить участников рынка, влиять на рынок и управлять им. Теперь роль профессиональной общественной организации свелась к участию в одной из секций конференции. Большинство же агентств недвижимости выступали с плохими новостями, констатирующими единые для всех регионов тенденции падения рынка, снижение уровня доходности традиционного бизнеса и уменьшение привлекательности профессии риэлтора.

Спикеры из агентств подтвердили, что потребитель всё чаще и всё обоснованней, в обход агентств, уходит для продажи и покупки недвижимости в открытые и объединённые интернет­площадки, которые для него бесплатны и эффективны, и идет непосредственно в банк, для получения услуги по ипотеке и оформлению сделки. Там он получает оцифрованную систематизированную и унифицированную услугу, не нуждающуюся в риэлторском сопровождении. Это именно те новые тренды и тенденции, о которых докладывали на конференции.

Реальность рынка стала другой, и она продолжает меняться не в пользу её традиционных участников ­ агентств недвижимости. Сколько лет, в каком виде и каком составе нам определила существовать новая расстановка сил – сказать трудно. Но очевидно, что не много. И единственно правильное, что можно сегодня сделать для того, чтобы конкурировать с такими гигантами, которые расположились и активно развиваются на «нашем» поле, – это объединиться. Объединиться максимально: под местными профессиональными сообществами на региональных уровнях, на федеральном уровне, будь то РГР или любая другая, способная взаимодействовать со всеми заинтересованными профессионалами рынка, организация. Только объединившись, мы сможем противопоставить свой опыт, свои знания потребностей продавцов и покупателей новым рыночным реалиям.

И второе. То, что нам предстоит меняться – это ещё одна неоспоримая тенденция. До сих пор рынок недвижимости опирался на консерватизм потребителей, связанный со страхом потерять самое большое жизненное накопление ­ жильё. Сейчас растёт другое поколение. Оно уже живёт в новой реальности. Информация, знания, опыт, которыми раньше обладали единицы, – теперь доступны или кажутся доступными большинству. Сегодня потребитель нуждается в другой услуге и в другом уровне сервиса по её предоставлению. Обеспечить такую услугу, сделать её по­настоящему ценной и востребованной в новых условиях рынка, возможно только объединившись и выработав новые правила и условия взаимодействия.

Инна Левченко,
директор агентства недвижимости «Любимый город»