8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

О «ВАРИАНТЕ», И НЕ ТОЛЬКО…

Чем локальные базы продаваемых объектов недвижимости лучше их нынешних аналогов федерального масштаба.

В то время как риэлторы страны взбудоражены появлением проекта «Дом Клик» от Сбербанка, редакция нашего журнала попросила рассказать о 16-­летней истории компании «Вариант» и её проектах соучредителя ООО «Вариант», члена правления Саморегулируемой организации «Некоммерческое партнёрство «Лига риэлторов Кузбасса» и генерального директора ООО «Центр недвижимости» Виктора Николаевича Храмцова. Зарождение федерального конкурента – весомый повод поразмышлять о будущем важного для риэлторов Новокузнецка ресурса.

Сначала, в декабре 1999 года, 16 новокузнецких компаний создали общественную организацию «Лига риэлторов Кузбасса». Через год учредители Лиги приняли решение об основании своего печатного органа. Это решение было продиктовано, в первую очередь, необходимостью минимизации затрат на рекламу для компаний, входивших в Лигу и работающих на основе существовавшего тогда федерального лицензирования риэлторской деятельности.

Принято считать, что первые пять лет развития издания были самыми трудными, хотя в свете сегодняшних вызовов, стоящих перед специалистами рынка недвижимости, так уже не кажется.

Не было единства в наших рядах. В тот период компании ­ члены Лиги то уходили из альтернативного «Варианту» и коммерчески гораздо более успешного издания «Франт­-Объявления», то вновь возвращались в него, нарушая свои же договоренности в рамках Лиги не работать с нелояльным изданием.

Технология подачи объявлений в целом по Кемеровской области во всех соответствующих изданиях не отвечала необходимым на тот момент требованиям. Подобные газеты и журналы предлагали риэлторам размещать информацию об объектах в виде индивидуальных таблиц и баннеров, рекламирующих их услуги. Хотя к этому времени в центральных регионах России, в соседней Новосибирской области информация о недвижимости размещалась по принципу, привычного сейчас повсеместно, мультилистинга. Все понимали, что такая подача рекламы объектов более устраивает покупателя недвижимости, но переход на эту форму требовал от издателя дополнительных затрат на создание IT­-отдела и на организацию взаимодействия с риэлторами. Учитывая, что на тот момент не все ещё пользовались Интернетом и электронной почтой, а для передачи информации в издание от риэлторов требовалось формирование файлов специального формата, никто не хотел рисковать.

Необходимость дополнительного финансирования нашего издания для развития нового направления работы привела в 2005 году к изменению состава учредителей и перерегистрации компании. Мультилистинг стал тем прорывом, после которого «Вариант» превратился в основное новокузнецкое издание по недвижимости. Бумажная версия издания в виде журнала выходила два раза в неделю, а в 2009 году был создан сайт «Вариант-­НК» и информация об объектах недвижимости появилась в Интернете.

Кризис 2008-2009 годов потребовал взглянуть на развитие издания с альтернативной точки зрения. Я считаю, что мы сработали даже на опережение, и в 2010 году приступили к созданию второго сайта – «Вариант­42», как интерактивной базы данных с системой допуска риэлторов. У риэлторов появилась возможность в режиме онлайн выставлять и удалять объекты, вносить по ним изменения, «отслеживать» историю любого (а не только «своего») объекта от его появления в базе (включая вносимые по нему изменения) и до его продажи. На этой основе, в разделе аналитики, стало возможным прогнозирование реальных скидок и адекватных ценовых предложений для заключения договоров с заказчиками. В последующем, по предложениям пользователей, данная база постоянно совершенствовалась путем разработки дополнительных функций, и в 2014 – 2015 годах на её основе специалисты IT-­отдела разработали управленческий блок, так называемую CRM–систему. Данная система управления риэлторским отделом или фирмой позволяет контролировать все стадии работы, от принятия звонка по объекту и до закрытия сделки.

Следующим, важнейшим, на мой взгляд, шагом в развитии «Варианта» стало создание так называемой «чистой», или эксклюзивной базы объектов. К этому решению шли долго, учитывая, что российский опыт по работе таких баз не очень обширный (это ­ исторически сложившаяся с 90­х годов база Уральской палаты недвижимости в Екатеринбурге и база, созданная за пару лет до нас, в Новосибирске, на сайте Новосибирской ассоциации риэлторов). Окончательному принятию данного решения способствовало участие «Варианта» в шерегешской конференции в ноябре 2015 года и, в частности, позиция будущего президента РГР – Т.Ю. Деменок.

К этому времени уже год активно продвигалась реклама компании-­агрегатора «Авито», бесплатное размещение на ресурсах которой, впоследствии, оказалось настоящим «троянским конём» (о чём и предупреждала Деменок). Не случайно, год назад, участвуя в очередной ежегодной конференции, проводимой нашими коллегами из Новосибирской ассоциации риэлторов (НАР), я услышал их предостережения от активного пользования подобными базами федерального масштаба и о важности развития на локальных рынках региональных риэлторских порталов наподобие новосибирских: НГС, N1, базы НАР. Основным аргументом в подобной практике называлась возможность влияния через региональные общественные организации на финансовую (и не только) политику местных порталов.

Кроме того, в последние годы, в условиях отсутствия каких­-либо законодательных ограничений или правил по организации подобных порталов, на фоне продолжающегося экономического кризиса и возросшей конкуренции в бизнесе, сложилась практика агрессивного маркетинга на рынке недвижимости. Это привело к такому массовому явлению, как подача в СМИ так называемых фэйковых объявлений. «Вариант» в своё время также не избежал этого явления!

Можно сказать, что в настоящее время «рынок идёт вразнос», он плохо контролируется общественными организациями, не видно государственной политики в этом вопросе (нет реальных проектов специального ФЗ и понимания о возможных сроках его появления).

В этих условиях с четвертого квартала 2016 года «Вариант» предложил риэлторам возможность регулирования местного рынка недвижимости через принятие новых правил размещения объектов. Данные правила направлены на исключение из базы «дублей» (повторных объявлений) объектов, размещенных с пометкой о наличии у агентства недвижимости соответствующего договора с собственником объекта и/или прикреплённым файлом с копией этого договора. Разрешение, возможных в таком случае, спорных ситуаций взяла на себя конфликтная комиссия, сформированная из представителей общественных объединений риэлторов и «Варианта». Преимущества от работы в такой базе есть и для риэлторов, и для их заказчиков. А в общем, они сводятся к ускорению процесса продажи объекта.

Решения о ключевых направлениях развития «Варианта» всегда принимали его учредители. Напомню: это и решение о переходе на мультилистинг, и создание интерактивной базы «Вариант­42», и введение CRM­-системы, и регулирование рынка посредством создания «чистой базы». Они же, работая все эти годы на разных выборных постах в Лиге, своей активной позицией способствовали созданию и развитию цивилизованного рынка недвижимости. На прошедшем в марте 2017 года отчетно-­выборном собрании Лиги все учредители (в одном случае ­ представитель) вновь избраны в правление организации. Уверен, что именно активная общественная работа учредителей «Варианта» позволяла и позволяет определять актуальные времени направления его развития!

Важно добавить, что на сегодняшний день в компании «Вариант» работают высокопрофессиональные сотрудники, специалисты в областях IT­-технологий, маркетинга, рекламы и управления.

В заключение хочу отметить, что, как уже было сказано, в условиях отсутствия какой-­либо понятной риэлторам госполитики по регулированию их бизнеса, в настоящее время наблюдаются активные попытки влияния на рынок недвижимости частных компаний (агрегаторы типа «Авито», компания «Этажи») и компании с государственным участием (Сбербанк). В Интернете слышны различные мнения о перспективах и трендах в развитии риэлторского бизнеса, но все они связаны с ускорением процессов и технологий продажи объектов. Именно этим на протяжении всех 16 с лишним лет своего развития занималась и занимается компания «Вариант»!

Какой путь развития выберем мы, кузбасские риэлторы? Этот вопрос я хотел бы переадресовать всем нам, специалистам рынка недвижимости, работающим в Кемеровской области, входящим и не входящим в общественные риэлторские объединения. Жизнь в очередной раз поставила перед нами вопрос: быть или не быть?

Со стороны компании «Вариант» ответ очевиден: мы готовы предоставить все свои ресурсы для ответа на вызовы нового времени!

Виктор Храмцов