Застывшая история: станция Ново-Кузнецк

Журнал «Вариант» продолжает авторскую рубрику краеведа Вячеслава Паничкина «Застывшая история». В этот раз мы расскажем читателям о настоящей реликвии города, возможно, единственном во всей Сибири сохранившемся до наших дней каменном строении – старом здании вокзала станции «Ново-Кузнецк».

Дорога к Кузнецку царских времен

В 1914 году в пределах городских земель Кузнецка был основан посёлок Сад-город, чтобы служить для города железнодорожной станцией. И не простой, а узловой - ещё в 1913 году Совет Съездов торговли и промышленности направил первое обращение о строительстве Южно-Сибирской железной дороги «Орск - Павлодар - Барнаул - Кузнецк». Уже через пару месяцев геологические исследования для прокладки Южсиба начали И.П. Толмачёв, Н.Н. Тихонович и В.Н. Мамонтов. В конце 1914 года Николай II утвердил Устав железной дороги от Орска на Акмолинск и Семипалатинск. Соучредители АО - владельцы Копикуза В.Ф. Трёпов и С.С. Хрулёв - небезосновательно рассчитывали удлинить магистраль до Кольчугина и Кузнецка. Что позже и было сделано. Правда, уже Советской властью.

В 1916 году была построена ж.д. ветка от Транссиба «Юрга – Кольчугино», а Копикуз к тому моменту завершил разведку Тельбесского и Темирского месторождений железных руд. Общие запасы профессор П.П. Гудков определил в 15 млн. тонн - их должно было хватить на 50 лет работы завода с годовой выплавкой 9 млн. пудов чугуна. И 10 марта 1917 года Копикуз под новым названием «Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество» получило правительственный заказ на 75 млн. пудов рельсов и 12 млн. пудов креплений равными партиями за 10 лет.

Так что едва дотянули чугунку до Кольчугино, как у деревни Букино уже начали строить дорогу от Кузнецка к югу - она должна была идти в аккурат по нитке нынешней железной дороги на Осинники, но за нынешней аглофабрикой её планировали не перебрасывать на правый берег Кондомы, а тянуть по левому.


Суровый аристократизм

На память о той эпохе до нас дошла (и прекрасно сохранилась) контора ж.д. станции «Ново-Кузнецк» за пешеходным мостом через ж.д. пути. С виду типичный английский мрачновато-торжественный особняк из дикого камня - первое капитальное сооружение на левом берегу Томи. И, на наш взгляд, по сей день самое цельное здание нашего города, воистину прекрасное в своей суровой и изысканной лаконичности.

Это особенность того стиля, что продержался у нас в стране совсем недолго - в 1910 - 1920-е годы - позднего (рационального) модерна. По времени своего существования он стоял между буржуазным модерном и пролетарским конструктивизмом и одновременно с неоклассицизмом. Нетрудно разглядеть в этом особняке и отголосок викторианского романтизма – модерн успешно освоил множество ретроспективных стилей.

В позднем, конструктивном модерне роль декоративного убранства на фасадах снижена до минимума и главное внимание сосредоточено уже на выразительности основных конструктивных элементов — на пропорциях плоскостей, окон, простенков и столбов. Качественные изменения в модерне переплелись с дальнейшими успехами строительной техники и широким использованием новых стройматериалов. В архитектуре обнаружилось стремление к простоте и экономии архитектурных средств, к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей используемых строительных материалов. В это время в строительство начал широко внедряться железобетон, оказавший большое воздействие на творческую мысль архитекторов. Кстати, не обошлось без бетона и здесь – камень связан не известковым, а цементным раствором, а крыльцо и перемычки окон полуподвального этажа западного фасада выполнены из монолитного бетона.

Формально одноэтажное, это сооружение отнюдь не приземисто: высокий цоколь, в котором разместился полуподвал, и высокий аттик делают дом массивным и солидным. Дом целиком построен из дикого камня, а с трёх сторон (кроме южной) обложен циклопической кладкой из более крупных камней, нарезанных прямоугольниками: 25 рядов каменной кладки от земли до кровли и ещё 13 – от карниза до макушки фронтона.


Камень и только камень

Дикий камень - тот же, из которого сложена Кузнецкая крепость, стал материалом для первого здания нового города, что очень символично. Вообще камень - это самый красивый строительный материал, и здесь он представлен сразу семью оттенками: от светло бежевого и охристого до тёмно-серого, почти чёрного. А его кладка с оттенками нарочито вразброс придаёт зданию особый неповторимый колорит. Причём здание не просто облицовано камнем, как это делают порой сейчас, попросту наклеивая плоские камни – все до единого натуральные камни внедрены в кладку и являются не пустой декорацией, лишь нагружающей конструкцию, а несущими элементами. Идеально подогнанные друг к другу, они за почти век не потребовали ни одного ремонта.

Южный фасад здания оставлен без облицовки крупным тёсаным камнем, думается потому, что здание предполагалось со временем продлить, и южная стена должна была стать внутренней перегородкой. Но, к сожалению, этого уже не случилось. Зато мы имеем полное представление о том, что камень в этом здании – не только декорация, а единственный материал, ведь кирпич в кладке отсутствует.

Все углы здания увенчаны каменными обелисками – это один из самых характерных элементов позднего модерна – такие же можно найти на крячковском Дворце труда в Щегловске, сооружение которого началось 5 мая 1927 года и завершилось за... 185 дней, к 7 ноября. А среди 13 высоких окон особняка выделяется главное – огромное полуциркульное с видом на ж.д. пути. Являются ли рамы окон изначальными, нам неизвестно, но рисунок переплётов сохранён по сей день. Сохранилась и форма железной крыши.

Установить авторство проекта представляется возможным: и выбор материала, и способ постройки, сочетающий рядную и «беспорядочную» кладку, и самые тонкие стилистические особенности вплоть до вида каменных наличников и угла наклона крыши и рисунка фронтонов - всё говорит о том, что проект здания мог разработать начальник строительства Кольчугинского рудника техник Садов. Именно он спроектировал в 1916 году два дома управляющих рудниками - двухэтажный в Кольчугино (ныне детская художественная школа № 4) и одноэтажный в Щеглово (дом Рутгерса, ныне музей «Красная Горка»). Садов не получил систематического образования, но природное чувство вкуса и талант сделали своё дело: все до единого его произведения - подлинные шедевры стиля модерн.

В принципе поздний модерн, испытывая всё большее влияние конструктивизма, продолжил «полулегальное» существование до начала 30-х, но в условиях насаждавшегося свыше конструктивизма выжить он мог только в неприметных и второстепенных объектах (зачастую не в зданиях, а в инженерной инфраструктуре), причём прежде всего в железнодорожном ведомстве. О таких «пережитках» чуть позже.


Вражеский образ

Как же первое здание нового социалистического города получило столь классово чуждое буржуазное обличье? С большой долей вероятности можно предположить, что это здание Садов проектировал в 1916 году как дом управляющего Шушталепским метзаводом, и его проект сохранился в огне гражданской войны, чтобы быть реализованным через несколько лет как вокзал станции Ново-Кузнецк к приходу в город чугунки в 1927 году. Установить более точную дату постройки позволяет внедрённый в кладку чугунный люк с надписью «1925. Российский геологический комитет».

27 июня 1929 года началось сооружение железной дороги, соединяющей станцию и стройплощадку КМК, а 7 ноября 29-го заложен капитальный ж.д. мост через Абу в том же стиле, что и особняк. Любопытно, что все мосты через небольшие и средние реки от Прокопьевска до Таштагола также построены в стиле позднего модерна и облицованы всё тем же диким камнем. И конечно, все они, поныне успешно выполняющие свои функции, являются памятниками промышленной архитектуры.

Вокзал недолго был конечным пунктом чугунки - уже 1930 году первый паровоз пришёл из Кузнецка на станцию Кандалеп. А 1 января 1931 года отсюда началось прямое сообщение поездов «Москва – Кузнецк». 21 апреля 1932 года через эту станцию был отправлен первый состав с продукцией КМК, и уже через два дня, 24 апреля 32-го, началось строительство станции Ново-Кузнецк Сортировочная, которая взяла на себя промышленные перевозки.


А дальше…

Именно на Сортировочной праздновали открытие первой в Сибири электрифицированной железной дороги «Белово - Ново-Кузнецк» 1 апреля 1937 года. Первый кузбасский электровоз вёл тогда машинист Гавриил Кузьмич Величко.

А зимой 1931 года был возведён каменный ж.д. путепровод над дорогой на Бунгур, названный по иронии «Железный мост», хотя в нем-то как раз железные – только рельсы. Это тот самый, что своей узкой горловиной вплоть до реконструкции конца 1990-х мешал нормальному движению транспорта и трамвая. Построен он по проекту архитектора Владимира Виноградова, главного инженера Евгения Кожевникова бригадой прораба Александра Мертвецова. И влияние позднего модерна на это сооружение вполне очевидно.

А в конце 30-х для вокзала построили рядом здание попросторней - уже в конструктивистском стиле, ныне прикрытом жестяным сайдингом, а в старый посадили бухгалтерию и ряд других служб.

В ходе проводимой ныне коренной реконструкции ж.д. вокзала прозвучало и предложение… снести первый каменный вокзал, разбив на его месте цветник. К счастью, от этой варварской идеи почти сразу отказались. Но горожанам надо быть начеку – кто знает, какая шальная мысль вдруг посетит современных вандалов?

Вячеслав ПАНИЧКИН

К началу страницы