Застывшая история: станция Ново-Кузнецк
Журнал «Вариант» продолжает авторскую рубрику
краеведа Вячеслава Паничкина «Застывшая история». В этот раз мы расскажем
читателям о настоящей реликвии города, возможно, единственном во всей Сибири
сохранившемся до наших дней каменном строении – старом здании вокзала станции
«Ново-Кузнецк».
Дорога к
Кузнецку царских времен
В 1914 году в пределах городских земель Кузнецка
был основан посёлок Сад-город, чтобы служить для города железнодорожной
станцией. И не простой, а узловой - ещё в 1913 году Совет Съездов торговли и
промышленности направил первое обращение о строительстве Южно-Сибирской
железной дороги «Орск - Павлодар - Барнаул - Кузнецк». Уже через пару месяцев геологические
исследования для прокладки Южсиба начали И.П. Толмачёв, Н.Н. Тихонович и В.Н.
Мамонтов. В конце 1914 года Николай II утвердил Устав железной
дороги от Орска на Акмолинск и Семипалатинск. Соучредители АО - владельцы
Копикуза В.Ф. Трёпов и С.С. Хрулёв - небезосновательно рассчитывали удлинить
магистраль до Кольчугина и Кузнецка. Что позже и было сделано. Правда, уже
Советской властью.
В 1916 году была построена ж.д. ветка от
Транссиба «Юрга – Кольчугино», а Копикуз к тому моменту завершил разведку
Тельбесского и Темирского месторождений железных руд. Общие запасы профессор
П.П. Гудков определил в 15 млн. тонн - их должно было хватить на 50 лет работы
завода с годовой выплавкой 9 млн. пудов чугуна. И 10 марта 1917 года Копикуз
под новым названием «Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество»
получило правительственный заказ на 75 млн. пудов рельсов и 12 млн. пудов
креплений равными партиями за 10 лет.
Так что едва дотянули чугунку до Кольчугино, как
у деревни Букино уже начали строить дорогу от Кузнецка к югу - она должна была
идти в аккурат по нитке нынешней железной дороги на Осинники, но за нынешней
аглофабрикой её планировали не перебрасывать на правый берег Кондомы, а тянуть
по левому.
Суровый аристократизм
На память о той эпохе до нас дошла (и прекрасно
сохранилась) контора ж.д. станции «Ново-Кузнецк» за пешеходным мостом через
ж.д. пути. С виду типичный английский мрачновато-торжественный особняк из
дикого камня - первое капитальное сооружение на левом берегу Томи. И, на наш
взгляд, по сей день самое цельное здание
нашего города, воистину прекрасное в своей суровой и изысканной лаконичности.
Это особенность того стиля, что продержался у
нас в стране совсем недолго - в 1910 - 1920-е годы - позднего (рационального)
модерна. По времени своего существования он стоял между буржуазным модерном и
пролетарским конструктивизмом и одновременно с неоклассицизмом. Нетрудно
разглядеть в этом особняке и отголосок викторианского романтизма – модерн
успешно освоил множество ретроспективных стилей.
В позднем, конструктивном модерне роль декоративного убранства на фасадах снижена до минимума и главное внимание сосредоточено уже на выразительности основных конструктивных элементов — на пропорциях плоскостей, окон, простенков и столбов. Качественные изменения в модерне переплелись с дальнейшими успехами строительной техники и широким использованием новых стройматериалов. В архитектуре обнаружилось стремление к простоте и экономии архитектурных средств, к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей используемых строительных материалов. В это время в строительство начал широко внедряться железобетон, оказавший большое воздействие на творческую мысль архитекторов. Кстати, не обошлось без бетона и здесь – камень связан не известковым, а цементным раствором, а крыльцо и перемычки окон полуподвального этажа западного фасада выполнены из монолитного бетона.
Формально одноэтажное, это сооружение отнюдь не
приземисто: высокий цоколь, в котором разместился полуподвал, и высокий аттик
делают дом массивным и солидным. Дом целиком построен из дикого камня, а с трёх
сторон (кроме южной) обложен циклопической кладкой из более крупных камней,
нарезанных прямоугольниками: 25 рядов каменной кладки от земли до кровли и ещё
13 – от карниза до макушки фронтона.
Камень и
только камень
Дикий камень - тот же, из которого сложена
Кузнецкая крепость, стал материалом для первого здания нового города, что очень
символично. Вообще камень - это самый красивый строительный материал, и здесь
он представлен сразу семью оттенками: от светло бежевого и охристого до
тёмно-серого, почти чёрного. А его кладка с оттенками нарочито вразброс придаёт
зданию особый неповторимый колорит. Причём здание не просто облицовано камнем,
как это делают порой сейчас, попросту наклеивая плоские камни – все до единого
натуральные камни внедрены в кладку и являются не пустой декорацией, лишь
нагружающей конструкцию, а несущими элементами. Идеально подогнанные друг к другу,
они за почти век не потребовали ни одного ремонта.
Южный фасад здания оставлен без облицовки
крупным тёсаным камнем, думается потому, что здание предполагалось со временем
продлить, и южная стена должна была стать внутренней перегородкой. Но, к
сожалению, этого уже не случилось. Зато мы имеем полное представление о том,
что камень в этом здании – не только декорация, а единственный материал, ведь
кирпич в кладке отсутствует.
Все углы здания увенчаны каменными обелисками –
это один из самых характерных элементов позднего модерна – такие же можно найти
на крячковском Дворце труда в Щегловске, сооружение которого началось 5 мая
1927 года и завершилось за... 185 дней, к 7 ноября. А среди 13 высоких окон
особняка выделяется главное – огромное полуциркульное с видом на ж.д. пути. Являются
ли рамы окон изначальными, нам неизвестно, но рисунок переплётов сохранён по
сей день. Сохранилась и форма железной крыши.
Установить авторство проекта представляется
возможным: и выбор материала, и способ постройки, сочетающий рядную и
«беспорядочную» кладку, и самые тонкие стилистические особенности вплоть до
вида каменных наличников и угла наклона крыши и рисунка фронтонов - всё говорит
о том, что проект здания мог разработать начальник строительства Кольчугинского
рудника техник Садов. Именно он спроектировал в 1916 году два дома управляющих
рудниками - двухэтажный в Кольчугино (ныне детская художественная школа № 4) и
одноэтажный в Щеглово (дом Рутгерса, ныне музей «Красная Горка»). Садов не
получил систематического образования, но природное чувство вкуса и талант
сделали своё дело: все до единого его произведения - подлинные шедевры стиля
модерн.
В принципе поздний модерн, испытывая всё большее
влияние конструктивизма, продолжил «полулегальное» существование до начала
30-х, но в условиях насаждавшегося свыше конструктивизма выжить он мог только в
неприметных и второстепенных объектах (зачастую не в зданиях, а в инженерной
инфраструктуре), причём прежде всего в железнодорожном ведомстве. О таких
«пережитках» чуть позже.
Вражеский
образ
Как же первое здание нового социалистического
города получило столь классово чуждое буржуазное обличье? С большой долей
вероятности можно предположить, что это здание Садов проектировал в 1916 году
как дом управляющего Шушталепским метзаводом, и его проект сохранился в огне
гражданской войны, чтобы быть реализованным через несколько лет как вокзал станции
Ново-Кузнецк к приходу в город чугунки в 1927 году. Установить более точную
дату постройки позволяет внедрённый в кладку чугунный люк с надписью «1925.
Российский геологический комитет».
27 июня 1929 года началось сооружение железной
дороги, соединяющей станцию и стройплощадку КМК, а 7 ноября 29-го заложен
капитальный ж.д. мост через Абу в том же стиле, что и особняк. Любопытно, что
все мосты через небольшие и средние реки от Прокопьевска до Таштагола также
построены в стиле позднего модерна и облицованы всё тем же диким камнем. И конечно,
все они, поныне успешно выполняющие свои функции, являются памятниками
промышленной архитектуры.
Вокзал недолго был конечным пунктом чугунки -
уже 1930 году первый паровоз пришёл из Кузнецка на станцию Кандалеп. А 1 января
1931 года отсюда началось прямое сообщение поездов «Москва – Кузнецк». 21
апреля 1932 года через эту станцию был отправлен первый состав с продукцией
КМК, и уже через два дня, 24 апреля 32-го, началось строительство станции
Ново-Кузнецк Сортировочная, которая взяла на себя промышленные перевозки.
А дальше…
Именно на Сортировочной праздновали открытие
первой в Сибири электрифицированной железной дороги «Белово - Ново-Кузнецк» 1
апреля 1937 года. Первый кузбасский электровоз вёл тогда машинист Гавриил
Кузьмич Величко.
А зимой 1931 года был возведён каменный ж.д.
путепровод над дорогой на Бунгур, названный по иронии «Железный мост», хотя в
нем-то как раз железные – только рельсы. Это тот самый, что своей узкой
горловиной вплоть до реконструкции конца 1990-х мешал нормальному движению
транспорта и трамвая. Построен он по проекту архитектора Владимира Виноградова,
главного инженера Евгения Кожевникова бригадой прораба Александра Мертвецова. И
влияние позднего модерна на это сооружение вполне очевидно.
А в конце 30-х для вокзала построили рядом
здание попросторней - уже в конструктивистском стиле, ныне прикрытом жестяным
сайдингом, а в старый посадили бухгалтерию и ряд других служб.
В ходе проводимой ныне коренной реконструкции
ж.д. вокзала прозвучало и предложение… снести первый каменный вокзал, разбив на
его месте цветник. К счастью, от этой варварской идеи почти сразу отказались.
Но горожанам надо быть начеку – кто знает, какая шальная мысль вдруг посетит
современных вандалов?
Вячеслав ПАНИЧКИН