8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Новокузнецк «исторический»

Перелистывая страницы истории своего края, часто поражаешься и удивляешься: столько еще неизвестного и интересного хранится в этой книге памяти. Читать ее –отдавать дань уважения своим предкам и истории. Сегодня мы лишь прикоснемся к некоторым ее главам: реальные истории, воспоминания очевидцев, неизвестные факты и забытые события – история нашего города вновь оживает.

Про исчезнувший район

Верхняя колония – раньше был небольшим поселком, строительство которого началось почти одновременно с возведением заводских корпусов. Поселок располагался к северу от завода на склоне Старцевой Гривы.

Мало кто знает, что это был по сути город в городе. В Верхней колонии были не только бараки, магазины, школы, поликлиники, но славился он своим культурным центром.

– Я жил как бы в культурном центре, – вспоминает наш земляк Юрий Очкасов. – За угольным складом находился Театр имени Орджоникидзе, чуть подальше Театр юного зрителя, примыкавший к ремесленному училищу № 1, где располагалась сильная спортивная школа. Рядом располагался Дом пионеров (сейчас это здание находится на территории гаража КМК). В четвертом квартале находился в бараке кинотеатр для глухонемых, а за рекой – деревянный цирк.

Еще один интересный факт из жизни исчезнувшего района: в то время в Абе купались, а грелись тут же на проложенных заводских трубах, а еще «лечились» в сбрасываемых от завода стоках.

– На левом берегу, напротив бани, чуть повыше, свои стоки в реку сбрасывал завод. Они были горячие, какой-то чудак сказал, что они лечебные, и народ стал заходить в эту воду у трубы «лечиться», – продолжает Юрий Очкасов. – Милиция отгоняла людей от этого «источника» и огораживала берег колючей проволокой, но это не помогало.

Когда появился свет?

Дореволюционный Кузнецк был горо­дом свечного и керосинового освещения. Электрическую энергию у нас стали использовать только в начале двадцато­го века, когда появилась первая маленькая электроустановка в частном кинотеатре немо­го кино «Иллюзион».

– Несколько позже были установлены две небольшие динамомашины на Государственном спиртовом складе (теперь ликероводочный завод), – рассказывает Екатерина Крутова,
младший научный сотрудник краеведческого музея. – Эти «динамо» постоянно­го тока обслуживали только спиртовой склад.

А первыми электриками города были старо­жилы Кузнецка братья Владимир и Вениамин Попугаевы. Вдвоем братья рыли ямы под столбы, устанавливали их, тянули электролинию. Провода тогда были толстые, железные и очень тяжелые. Электро­линия от винного завода к Народному дому по прямой проходила через усадьбу Попугаевых. Братья случай не упустили: в своей ограде поставили отдельный столб и самовольно подключились к электроэнергии. Таким образом, уже в 1921 году электричество освещало Куз­нецкий винзавод, Народный дом и дом Попу­гаевых.

Лыжи для фронта

Интересная история связана с умельцами Деревообрабатывающего завода (ДОЗа). Как известно, почти что все, работавшие там, были спецпереселенцами, многие из них – люди с золотыми руками. Во время войны завод перешел на спецзаказ. Поступил приказ: выпускать на заводе … лыжи для фронта!

В то время не было никаких чертежей и схем, а потому собрали на совет всех старейшин: они могли работать даже по фотографиям тех или иных изделий. Основные заготовки изготовили без труда, но вот значительно пришлось «попыхтеть» над загибом: лыжи постоянно ломались. Но разве это настоящая задача для мастеровых?

Вскоре производство лыж было поставлено на поток, завод выпускал их тысячами пар. И никто не мог подумать, что сделаны они не на специализированной лыжной фабрике, а на небольшом сибирском деревообрабатывающем заводике.

Немцы в шахтах

Что интересно, в годы войны на шахтах нашего края работали … немцы! Основная масса мобилизованных немцев прибыла на шахты Кузбасса в 1943 году, - пишет Рашид Бикметов, заведующий отделом историко-краеведческих исследований Государственного архива Кемеровской обл. - Несмотря на острый дефицит шахтерских кадров, к пополнениям таким контингентом угольная промышленность бассейна готова не была. Требовалось в спешном порядке создать для мобилизованных немцев изолированные зоны проживания. Решить все эти вопросы в короткие сроки было весьма затруднительно. А потому условия труда и быта мобилизованных немцев были нелегкими. К тому же и адаптация в новых условиях к незнакомой тяжелой профессии проходила для многих болезненно.

«Спецконтингент с декабря месяца спит на голых досках, скученно, и замена постелей, превратившихся в лохмотья, собственными вещами мобилизованных приводила к массовой завшивленности. Большое количество мобилизованных не имеет обуви – на работу в шахту вынуждены ходить босыми…»,– читаем в одном из документов.

А потому и умирали десятками, а то и сотнями. Но все равно, по данным на 1944 год, на предприятиях Кемеровской обл. трудились 16 028 мобилизованных немцев, в том числе в угольной промышленности – 14,5 тысячи человек.

Машины работали на дровах!

Мало кто знает, что во время войны автомобили в Сталинске работали на дровах.

К концу 1941 года в автогужтранспортном цехе КМК из полутора сотен автомобилей осталось всего 47, остальные были отправлены на фронт. Почти что все их водили девушки!

Особенно трудно приходилось зимой. Теплых боксов на КМК не было, поэтому на ночь машины ставили поближе друг к другу, рядом с котельной, чтоб моторы не успевали остыть. Однако каждое утро начиналось с одной и той же процедуры: девушки ведрами заливали в «рубашку» двигателя кипяток и до изнеможения накручивали тяжелую рукоятку кикстартера, пытаясь завести капризные «полуторки». Бензин нередко оказывался разбавлен водой, и на морозе машина глохла. Девушки бессильно плакали. За этот адский труд им полагалось 700 г хлеба в день.

Поэтому в декабре 1942 года автогужтранспортный цех и горное управление совместными усилиями разработали и внедрили оригинальную технологию по переводу части автопарка на твердый вид топлива – древесную чурку. Буквально за четыре месяца было переоборудовано 23 автомобиля и один катер.

Инна Меняйлова

Редакция благодарит клуб экстремального отдыха «Мустаг» за помощь в подготовке материалов