ЖКХ-2014: в ожидании

Чего нам ждать от жилищно-коммунальной сферы в 2014 –м году? «Халявы станет меньше», - отвечает на этот вопрос обозреватель ЖХК, редактор газеты «Новокузнецк коммунальный» Лариса Койнова.

Дворы

Ушедший год отметился беспрецедентными работами в сфере ЖКХ. К примеру, программа по ремонту дворов: в 2012-м году практически вдвое было увеличено количество дворов, подлежащих ремонту. В кратчайшие сроки была подготовлена вся документация: разработка проекта, согласование с жителями и ресурсоснабжающими организациями. Конечно, не обошлось и без накладок: так как изменения вносились в срочном порядке, финансирование не поспевало за графиком работ. И в ряде дворов получилось так, что подрядные организации, которые начали работать еще до перечисления средств, уже провели подготовительный этап: срубили деревья, выполнили планировку, а на асфальт денег еще не было. В итоге получилось, что двор разрыли, старый асфальт сняли, а дальше тишина. Это вызвало негодование жителей. Однако справедливости ради стоит сказать, что все ремонты дворов были в конце концов закончены вовремя и в соответствии со всеми требованиями.

Недовольство жителей происходящим во дворе ремонтом – это вообще отдельная тема. Кого-то не устраивает шум, кто-то недоволен шириной проезжей части, другой негодует по поводу затоптанных цветов. Практически не бывает, чтобы ремонт прошел без жалоб со стороны собственников квартир. При этом люди зачастую забывают про то, что хозяева двора они, а все работы за них финансирует кто-то другой! Они получают облагороженный двор, не потратив на это ни копейки.

Что будет происходить с дворами в 2014-м году? Список территорий, требующих ремонта, уже утвержден на три года. Главное нововведение: теперь к финансированию ремонта дворов планируется привлекать и собственников на принципах частичного софинансирования. Часть денег придется заплатить собственникам тех домов, где будет вестись ремонт двора.

Капитальные ремонты

В 2013-м году завершилась федеральная программа по финансированию капитальных ремонтов домов по 185-ФЗ. Теперь Федерация будет выделять деньги только на снос ветхого жилья и переселение из аварийных домов. В прошлом году адресная программа Новокузнецка была сформирована и утверждена Фондом вовремя. Но в город деньги пришли только в середине лета. По закону проводить конкурс по отбору подрядчика можно только имея средства на счету. Поэтому к работам подрядные организации смогли приступить только в августе-сентябре. В итоге работать пришлось в авральном порядке, чтобы успеть выполнить все намеченное в срок. Только по одному адресу была выявлена проблема по кровле.

Главная интрига 2014 года – платить за капремонт должны будут все собственники жилья (кроме аварийного жилфонда), осталось только получить ответ на вопрос «сколько?». Региональные власти должны принять закон, который расставит все точки над «i». Есть основания полагать, что закон будет принят к 1 февраля. До этой даты мы можем говорить только о том, что диктует Федеральный закон. Собственникам необходимо будет в течение 6 месяцев со дня вступления регионального закона в силу определить, кому они доверят копить свои «капитальные деньги»: региональному оператору или откроют собственный счет в банке. Собственники решением общего собрания могут увеличить размер платежа на капремонт, если хотят, чтобы очередь их дома подошла быстрее.

В целом, программа рассчитана на 30 лет. И ее цель: перейти от аварийного капитального ремонта к плановому. Если закон вступит в силу с 1 февраля, то новую строку в своих квитанциях кузбассовцы увидят в ноябре, когда им придут счета за октябрь.

Какими будут платежи за капитальный ремонт? Могу только отталкиваться от того, что уже принято в других регионах. Там утверждены суммы от 4 до 8 рублей, с квадратного метра жилплощади.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Самая больная тема – рост тарифов. Здесь больше всего существует недопонимания. Углублюсь немного в «теорию» и напомню, что тарифы для ресурсоснабжающих организаций утверждаются на уровне области Региональной энергетической компанией, а затем уже Совет народных депутатов Новокузнецка на основании этих тарифов утверждает размеры платы для населения. Кемеровская область в этом плане уникальна, так как у нас до сих пор действует система компенсационных выплат ресурсоснабжающим организациям и население платит за коммунальные услуги только от 50 до 70 процентов тарифа. Более того, в 2013-м году увеличение тарифов для ресурсников утверждено 1-о июля, тогда как для населения повышение тарифов произошло лишь в октябре. За людей 2 месяца доплачивал бюджет. В 2014-м году 1 июля также будет повышение тарифов. Но как изменится процентное соотношение доли жителей (платеж населения) и бюджета (компенсация выпадающих доходов), пока предсказывать не берусь. Известно лишь про то, что дома, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета, не получат компенсации из городского бюджета. Таким образом, от 30 до 50 процентов тарифа ресурсоснабжающие организации рискуют не получить. Депутаты озвучили, что нововведение не должно сказаться на населении, но я бы не была столь категорична. Ресурсники вполне могут выставить жителям многоквартирного жилфонда к оплате 100 процентов тарифа, и тогда собственники помещений в доме сами, как того и требует закон, будут заинтересованы в установке общедомовых счетчиков.

Стереотипы мышления

Наступивший период я бы назвала временем смены формаций мышления. На мой взгляд, пришла пора говорить не только о негативных сторонах и проблемах ЖКХ, но и озвучивать положительный опыт. А его в нашем городе, поверьте, немало. Есть и управляющие компании, которые отлично справляются со своей работой. Есть и жители, которые благодаря своей активности, без привлечения денег со стороны, смогли намного улучшить состояние своих домов. Пока же у нас преобладает мнение, что кругом одни мошенники. Увы, это мешает и самим жителям, и тем, кто обслуживает ЖКХ города.

Даже вышеобозначенные нововведения, задача которых разбудить в собственнике квадратных метров ответственного хозяина, многими будут восприняты лишь как увеличение финансового бремени. В то время как это лишь сокращение объема «халявы», когда за проживание человека в квартире платил кто-то другой: городской, областной, федеральный бюджеты. Практически вся Россия перешла уже на стопроцентную оплату собственниками услуг ЖКХ. Когда человек понимает реальную цену того, что имеет, он и относится к этому иначе. Нам тоже надо перестраивать свое сознание. Для малоимущих слоев населения сохраняется возможность оформления субсидии. Но это уже будет адресная помощь, а не бюджетная поддержка в том числе и тех, чей месячный доход измеряется сотнями тысяч.

Еще одна актуальная тема – это популяризация форм управления домами. Так сложилось исторически, что в Новокузнецке преобладает непосредственная форма управления: когда собственники нанимают управляющие компании в качестве подрядчиков для текущих ремонтов и содержания дома, а ресурсоснабжающие организации работают напрямую с жителями, которые оплачивают коммунальные услуги. Это удобно для УК: они делают лишь то, что им «закажут» собственники, не неся ответственности за общее состояние дома. Но это не всегда удобно для самих собственников, так как управление домом в таком случае зависит от старших домов, которые не всегда компетентны. Однако это уже совсем другая история…

К началу страницы