Госрегистрация: привыкаем к новым правилам

По словам сотрудников Росреестра, прошлый год был богат на нововведения. В наступившем году предстоит не только привыкнуть к переменам, но и приготовиться к очередным изменениям. К каким? Рассказывает Наталья Климова, начальник Новокузнецкого отдела Управления Росреестра по Кемеровской области.

- Наталья Николаевна, какие важные изменения произошли в работе Росреестра в 2013 году?

- Прежде всего, изменился срок регистрации прав на недвижимость: сейчас он составляет не более 18 дней, а по ипотечным и нотариально удостоверенным сделкам – не более 5 дней. Для сравнения: еще три года назад срок регистрации составлял 30 календарных дней. При этом мы готовимся к дальнейшему сокращению сроков: ожидается, что к 2018-му срок будет составлять не более 7 календарных дней.

Кроме того, с 1 февраля 2014 года уменьшается срок регистрации до 5 дней, если право на недвижимость возникло на основании нотариальных документов, к примеру, по свидетельству о праве на наследство или на основании свидетельства о праве собственности пережившему супругу.

- На сегодняшний день, каким образом можно подать документы на регистрацию?

- Есть два способа обратиться в Росреестр: лично либо прислав документы по почте. Последний способ призван облегчить процедуру регистрации для тех, кто не может непосредственно обратиться в регистрирующий орган. Однако практика показывает непопулярность такого способа обращения. Дело в том, что там есть оговорка: подаваемое заявление, также должно быть нотариально удостоверено. То есть надо собрать пакет документов, обратиться к нотариусу, и только затем отправиться на почту. С 2010 года им воспользовались лишь около десятка граждан.

Стоит добавить, что с 2013 года закон предусмотрел возможность обращаться за регистрацией нотариальной сделки самому нотариусу. А с 1 февраля 2014 года нотариус вправе подать документы от имени гражданина, в том числе на недвижимость, полученную по наследству. Нотариальный тариф за такое обращение оговорен Федеральным законом и составляет 1 000 рублей. Как выше было сказало, срок регистрации в таком случае составляет 5 календарных дней. Это удобно: нет необходимости брать в терминале талон для подачи документов, ожидать в очереди, приходить за готовыми документами – всем оформлением занимается нотариус, который выдавал нотариальные документы, именно он подает документы в Росреестр.

Также сейчас подведомственным учреждениям Федеральной кадастровой палаты разрешен выезд к заявителю для принятия документов к госрегистрации. Это коммерческая услуга, так называемый «мобильный офис»: для физических лиц выезд специалиста стоит 1 000 рублей, и еще 1000 рублей, если человек хочет, чтобы свидетельство о регистрации ему привезли на дом. Для юридических лиц – 1 500 рублей за каждый пакет документов.

В 2014 году мы должны приступить к приему документов на регистрацию в электронном виде. Но пока не приняты необходимые нормативные документы, которые бы регламентировали процедуру такого способа подачи документов.

- На сегодняшний день обратиться за регистрацией прав на недвижимость можно в любой отдел Управления Росреестра по Кемеровской области, если недвижимость находится на территории области. А если речь идет о недвижимости за пределами области? Или, наоборот, новые собственники живут не в Кузбассе?

- В прошлом году были внесены изменения в закон о госрегистрации: теперь заявление на регистрацию можно подать независимо от места нахождения недвижимости и места проживания – в любой отдел Росреестра. Но пока эта мера отсылочная: нет подзаконных нормативных актов, которые бы определяли процедуру обращения и передачу сведений. Будет создана некая система, которая позволит получать сведения о всей недвижимости по всей территории России. Росреестр планирует к середине 2014 года эти акты принять. Мы этих документов ждем.

- Весь прошлый год Росреестр занимался тем, что сводил сведения двух баз: об объектах недвижимости и о правах на недвижимость. В Новокузнецке эта работа завершена?

- Можно сказать, что работа подходит к завершению. Росреестром была разработана соответствующая методика сопоставления этих сведений – верификация, или по-другому, гармонизация. Мы опирались на Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости от 2010 года, который определял процедуру внесения сведений в кадастр. Однако регистрационная служба работает с 1998 года. Поэтому есть период, за который эти сведения не могли содержаться в Государственной кадастре недвижимости – 12 лет, с 1998 по 2010 год. Согласно разработанной методике, все объекты недвижимости, права на которые были зарегистрированы Росреестром и которых нет в государственном кадастре недвижимости (ГКН), автоматически были перенесены в ГКН.

Стоит напомнить, что с 1 января 2013 года государственная регистрация прав возможна только при наличии сведений об объекте недвижимости в ГКН. Каким образом узнать о том, стоит ли конкретная квартира (гараж, помещение и т.д.)? Заявителям переживать не надо. Если они не уверены, что сведения об их квартире или гараже содержатся в ГКН, они могут проверить эту информацию на портале Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Запрос бесплатный. Необходимо указать адрес, выбрав Кемеровскую область, улицу, номер дома и квартиры (населенный пункт указывать не нужно). Либо можно запросить сведения из ГКН, подав заявку как через портал Росреестра, так и в любом пункте приема Кадастровой палаты. В Новокузнецке это можно сделать по следующим адресам: ул. Покрышкина, д. 22 А, и ул. Орджоникидзе, д.18.

- С 1 октября прошлого года стала открытой информация о переходе прав собственности на квартиру. Это одна из мер по борьбе с мошенничеством?

- Можно сказать и так. Раньше эта информация была закрытой. Теперь же увидеть все сделки, в которых участвовала квартира, можно оформив соответствующий запрос. Для физических лиц плата за представление справки из ЕГРП составляет 200 рублей.

Информация отображается в виде выписки из ЕГРП – Единого государственного реестра прав. Если право на недвижимость регистрировалось до момента создания регистрационной службы (до декабря 1998 года), тогда информацию о собственнике жилья надо запрашивать в городской администрации. Частые перепродажи говорят о многом: либо это квартира с недостатками (промерзает, плохое соседство и прочее), либо, возможно, это свидетельство мошеннической схемы с целью довести квартиру до добросовестного покупателя.

- С точки зрения мошенничества, что сегодня происходит на рынке недвижимости?

- Сейчас внесены изменения в Закон о нотариате, согласно которым в России должна появится единая информационная система нотариата, где отображались бы сведения обо всех нотариальных действиях: выдача и отмена доверенности, об открытии наследства и прочее. В предупреждении мошенничества на рынке недвижимости эта система очень бы помогла. Чего люди могут опасаться – того, что, отдав деньги за покупку в случае продажи по доверенности от продавца, она окажется или поддельной, или отмененной. Мы по-прежнему сталкиваемся с большим количеством поддельных или недействующих доверенностей.

Они выявляются на стадии проведения правовой экспертизы документов: регистратора может ввести в сомнение и подпись, и печать, стоящие на документах. К примеру, в практике был бланк доверенности, датированной 2010 годом. Бланк неустановленного образца. Это обстоятельство вызвало сомнение регистратора, он приостановил регистрацию сделки и отправил запрос нотариусу. Доверенность оказалась поддельной. Единая система могла бы значительно упростить процедуру запроса. Мой совет покупателям: просить продавца, продающего недвижимость по доверенности, подтверждать ее подлинность.

Периодически возникают подделки самих правоустанавливающих документов: к примеру, недавно к нам на регистрацию поступило фальшивое свидетельство о праве на наследство. Внешне оно сомнений не вызывало. Но указанные в нем данные смутили регистратора. И по запросу выяснилось, что документ поддельный.

Мы сейчас ожидаем всплеска заявлений от граждан, с требованием все сделки с их имуществом проводить только в присутствии собственника. За три месяца (а подача такого заявления предусмотрена только с 1 октября прошлого года) нами принято более 40 таких заявлений. Порой мы сами на консультациях предлагаем подать такое заявление тем, кто длительное время проживает в другом городе, кто вынужден надолго покинуть жилье или находится в разногласиях с сособственниками, родственниками. Это поможет им обезопасить себя и свою недвижимость.

- Как часто граждане прибегают к помощи посредников в оформлении недвижимости, к примеру, риэлторов?

- Судя по обращениям, мы видим, что доля представительства в регистрации недвижимости мала. Граждане, как правило, обращаются лично. Но не всегда они понимают, зачем пришли и что именно подписывают. К примеру, к нам обратился гражданин со словами: «Я случайно узнал, что квартира мне больше не принадлежит». Спрашиваем: «Вы у нас были?». Отвечает: «Когда-то приходил к вам выписываться из квартиры». То есть человек абсолютно не осознавал цель своего обращения и не понимал, что он подписывал.

Поэтому хочу обратиться ко всем горожанам: пусть вас не смущают те вопросы, которые вам задает специалист на приеме документов. Это делается для того, чтобы понять, понимаете ли вы суть происходящего и осознаете ли вы значение своих действий. В наши обязанности не входит разъяснение условий договора. Обязанность специалиста при приеме – удостоверить личность обратившегося за государственной регистрацией и правильно принять документы, выдав соответствующую расписку в их приеме с указанием времени приема.

Более того, с 1-го марта 2013 года (после соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации) сделка по отчуждению недвижимости считается заключенной с момента подписания договора сторонами. Раньше – только с момента ее регистрации. Теперь мы регистрируем лишь переход права собственности. То есть продавец уже не может отказаться от исполнения сделки, если он подписал договор.

При этом регулярно, с частотой раз в два дня, бывают ситуации, когда продавец квартиры просит приостановить регистрацию. Обращу внимание, что Закон о регистрации предусмотрел такую возможность – любая сторона имеет право потребовать возврата документов до регистрации. По любой причине: не намерены были продавать, были введены в заблуждение, не обладали достоверной информацией. В таком случае регистратор приостанавливает сделку на месяц, по истечении которого регистрация либо возобновляется по заявлению того же лица, либо в регистрации отказывается. В этом случае покупатель может обратиться в суд с иском к продавцу о регистрации перехода права.

- Почему так часто продавцы отменяют регистрацию?

- Очень часто это связано с так называемыми цепочками. Продавец нашел покупателя на свою квартиру, но для себя вариант покупки еще не подобрал. Чтобы отыграть месяц, он приостанавливает сделку по продаже, зачастую получив деньги от продажи в полном размере.

- Еще одно узкое место в сделках с недвижимостью: участие материнского капитала. Не всегда родители, которые купили недвижимость с помощью маткапитала, оформляют долю ребенка. Покупать такую квартиру значит рисковать остаться и без жилья, и без денег. Как себя обезопасить?

- Мы отказываем в оформлении сделок с тем помещением, которое было приобретено с участием материнского капитала, но где не была выделена доля ребенку, если знаем, что такое обязательство давалось родителями и предоставлялось в Пенсионный фонд. Для этого мы делаем запрос в Управление Пенсионного фонда. Однако если квартира была куплена в рассрочку не через ипотечный кредит, а с помощью займа – в Пенсионном фонде не будет сведений об использовании материнского капитала. Мой совет продавцу в этом случае: внимательно посмотреть договор купли-продажи недвижимости продавца. Если в нем идет речь о займе в размере суммы материнского (семейного) капитала – это должно насторожить покупателей, так как сделка по продаже без участия несовершеннолетних детей может быть признана недействительной. Практика показывает, что такие сделки зачастую признаются недействительными по искам прокурора в интересах малолетних детей.

- Расскажите о приватизации: насколько популярна она сейчас в Новокузнецке?

- Приватизация пошла на спад. Если раньше оформление приватизации занимало четверть от всего количества обращений, то теперь это лишь одна десятая. На мой взгляд, мы постепенно подходим к логическому завершению: все, кто хотел приватизировать жилье, это сделали. Уже было несколько случаев расприватизации. Но по каким причинам люди отказываются от недвижимости, сказать не могу.

Статистика по регистрации прав и сделок

2011 год – было подано более 112 тыс. заявлений на регистрацию, из них около половины (47 тыс. заявлений) о правах на жилье.

2012 год – уже более 117 тыс. заявлений, из них в отношении жилья – 45 тыс.

2013 год - всего подано 108 тыс. заявлений; в отношении жилья – более 50 тыс. заявлений (из них около 8 тыс. ипотечных сделок с жильем).

За сведениями о правах на недвижимость обратилось:

2011 год – более 26 тыс. запросов;

2012 год – более 30 тыс. запросов;

2013 год – около 32 тыс. заявлений.

Причем ежегодно в реестр вносятся сведения о новых объектах недвижимости, так за 2013 год внесены сведения о 7 тысячах новых объектов недвижимости (это и земельные участки, и квартиры в новостройках, и нежилые здания и помещения и т.д.)

К началу страницы