Плетем сети: достаточно ли в городе банков и их филиалов?

Современное общество уже трудно представить без банковских услуг. Даже в кризисное время возможности положить деньги на депозит, взять кредит, совершить перевод средств не потеряли своей популярности. Сегодня выбор финансовых партнеров велик – от близких сердцу местных банков до заграничных супостатов. За последний десяток лет в Новокузнецке свои филиалы открыли самые разнообразные российские и иностранные банки – обыватели уже путаются в названиях. И, тем не менее, специалисты говорят, что количество банковских и кредитных организаций будет только расти. О том, как осуществляется «поход в регионы», как сказался кризис на филиальных сетях и достаточно ли нашему городу банков, мы поговорили с Богданом Харченко, директором филиала «Новосибирский» ОТП Банка.


- Каким образом банки выбирают конкретные места для своего развития? Существует ли методика привлекательности городов и регионов или же банк идет наугад?

- Наугад банк в принципе развиваться не может, мы должны понимать, куда мы движемся, как мы растем, и что в конечном результате мы хотели бы достичь. Наиболее привлекательны для развития - те регионы и города, у которых хорошо развита инфраструктура, производственная сфера и сфера услуг, с развитым сегментом малого и среднего бизнеса. То есть в целом с кем, в конечном итоге, банк будет работать. Что касается месторасположения банка, то это очень важный фактор. От того, где расположен офис, во многом зависит и успех. Понятно, что где-нибудь на пустыре или в труднодоступных местах клиентов у банка просто не будет, будь он крупным федеральным банком или местным. При открытии офиса оцениваются такие параметры, как клиентопоток, месторасположение до транспортных развязок, наличие парковки, остановки и т.д.


- Обычно у банков разработана единая стратегия выхода в регионы или же учитывается местная специфика? Что включает в себя единый подход к развитию банка в регионах?

- Да, конечно, мы анализируем тот регион, в который заходим, смотрим «структуру клиентов». То есть нам надо четко понимать, кто наши клиенты, что с ними будет происходить при изменении внешней среды. К примеру, будет ли он в дальнейшем оплачивать взятые на себя обязательства и т.д.

Если говорить о развитии банка в регионах, то у нас существует единая концепция для всех офисов, то есть единые качественные стандарты обслуживания клиентов, профессиональный коллектив ну и лояльные продукты для всех категорий клиентов.

Например, в Новосибирске у нас работают отделения и филиал, где могут обслуживаться корпоративные клиенты, а вот в Красноярске открыт мини-офис, куда за базовыми услугами удобно забежать до или после работы, он работает с 9 до 21 часа, расположен на пересечении транспортных магистралей города.

- Как происходит взаимодействие с местными банками? Учитывается ли их опыт? Насколько подробно проводится анализ рынка банковских услуг перед входом в регион?

- Мы стараемся общаться с местными банками, и даже скажу больше, у нас есть местный банк-партнер, с которым мы продуктивно работаем. И, конечно же, мы учитываем как положительный, так и отрицательный опыт их работы. Как говорится, стараемся учиться на чужих ошибках. Если говорить об анализе рынка, то, конечно, мы проводим анализ как перед входом в регион, так и на постоянной основе, для того чтобы понимать, в чем наше преимущество и над чем нам надо работать.


- В Новокузнецке ОТП Банк появился в 2008-м году, в самый разгар кризиса. Как в общем кризис сказался на вашем банке? Многие банки сократили свое присутствие в регионах…

- Кризис – это не только тяжелое время для банковского бизнеса, но и время новых возможностей. Именно в такие периоды понимаешь ценность каждого клиента, насколько важны его проблемы и интересы для банка.

Рецессия — великое преимущество не только для стартапов. Существующие компании во время кризиса тоже могут сделать существенный рывок, который изменит их будущее. Достаточно вспомнить примеры из недалекой истории, когда именно во время депрессий прошлых эпох и возникли такие компании, бренды которых сегодня знает каждый школьник.


- Существует какой-либо показатель, сколько банков и операционных офисов должно быть, например, в городе с населением 500 тысяч? Как оценивается емкость рынка кредитных услуг?

- Я думаю, что такого показателя нет. Все зависит от емкости рынка, от спроса клиентов на банковские услуги, насколько тот или иной банк готов расти в конкурентной среде. Говоря о емкости рынка, данный показатель можно проанализировать из отчетности Центрального банка по регионам.

- В Новокузнецке более 70-ти операционных офисов различных банков. Потребитель, на первый взгляд, скажет, что такого разнообразия вполне достаточно. По вашему мнению, не слишком ли много банков в нашем городе? Или же, наоборот, еще есть простор для развития?

- Я уверен, что у клиентов всегда должен быть выбор, в какой банк пойти, и где воспользоваться той или иной услугой. А по поводу простора развития, то он всегда есть, просто необходимо найти силы, умение и желание расти и развиваться, и, в конечном итоге, победителем будет тот, кто будет быстрее, мобильней, понятней, кто завоюет доверие и любовь клиентов.

- И в завершение беседы, дайте дельный совет, как выбирать кредитную организацию? Только ли по критерию самой низкой процентной ставки?

- Банк, прежде всего, должен стать Вашим финансовым партнером, а не оставаться просто организацией, осуществляющей финансовые операции. Необходимо определить, какие параметры выбора будут для Вас ключевыми:

- процентная ставка;

- оперативность расчетов;

- местоположение банка;

- надежность банка, деловая репутация;

- качество обслуживания и индивидуальный подход к клиентам.

Осознав, что для вас стоит на первом месте, легко сделать выбор.

К началу страницы