Стало ли в нашем обществе больше безграмотных людей?

В последнее время я часто слышу: мы не знаем норм и правил русского языка, мы говорим и пишем безграмотно, наше образование по части владения языком оставляет желать лучшего. Но мне кажется, что ничего глобального не произошло. Безграмотные люди были и раньше. Просто сейчас уровень грамотности человека стал более очевиден: мы подаем объявления, пишем комментарии на сайтах, публикуем заметки в своих соцсетях. Количество коммуникаций человека возросло в несколько раз. И все его ошибки, пунктуационные, орфографические, стали более заметны. Конечно, есть категория людей, которые совершают элементарные ошибки, и это явный результат пробелов в образовании. Но нередко люди просто «не заморачиваются»: пропускают знаки препинания, игнорируют заглавные буквы, видят свои ошибки, но оставляют их, потому что не хотят тратить время на исправления.

Как новокузнецкий организатор международной акции «Тотальный диктант», я вижу, что интерес к языку, к грамотности в нашем обществе есть. Акция, которая изначально задумывалась как молодежная, студенческая, давно перешагнула возрастной порог: в этом году написать диктант пришли люди всех возрастов, от школьников до людей пенсионного возраста. Увеличилось и общее количество пришедших: около 460 человек против 350 человек в прошлом году. Проект, цель которого привлечь внимание людей к грамотности, набирает популярность.

В свое время я писала дипломную работу, посвященную ошибкам в телевизионной бегущей строке. Вы бы знали, сколько их было еще несколько лет назад! Наверное, у каждого носителя языка есть некая иллюзия, что он отлично знает родную речь. И потому, думают некоторые руководители, нет необходимости держать в компании специального человека, который отслеживал бы грамотность всех посылов, которые компания обращает к своим клиентам. Вот это действительно печально. Лично для меня реклама, опубликованная с ошибками, безграмотные деловые письма, уже создают особое представление о деловом партнере. Не скажу, что я сразу откажусь от сотрудничества с ним. Грамотность тут выступает некоей «одежкой», по которой ты встречаешь человека. Быть может, ошибки и не свидетельствуют о профессионализме компании, но они в любом случае дают некое представление об ее уровне.

На мой взгляд, грамотность в деловой сфере должна стать тем же проявлением уважения к своим клиентам, как предложенная чашка чая, пунктуальность и высокий сервис обслуживания.

Ирина Малиновская, организатор «Тотального диктанта-2014» в г.Новокузнецке

К началу страницы