Персональные данные — под защитой?


Закон о персональных данных появился еще в 2006-м году. Прошло более пяти лет, и внесенные в 2011 году поправки заставили и государственные, и частные учреждения побеспокоиться об исполнении требований закона. Отныне все организации, использующие в своей работе информацию о клиенте, обязаны принять ряд мер по обеспечению сохранности персональных данных (ПД). Актуален этот вопрос и для агентств недвижимости, работа которых непосредственным образом связана с большим объемом данных и о клиенте, и о приобретаемом или отчуждаемом объекте. О сути закона и о том, какие задачи в связи с ним стоят перед руководителями агентств недвижимости, мы поговорили с заместителем директора АН «Любимый город» Екатериной Щедриной.

- Екатерина, раньше мы спокойно передавали предприятиям свою личную информацию — данные паспорта, страхового пенсионного удостоверения, прописку и т.д. Почему сегодня для этого требуется письменное согласие?

- Несмотря на то что Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ «О персональных данных» был принят ещё 27 июля 2006 г., его требования стали особо актуальны после внесения изменений от 25 июля 2011 года. Федеральный закон вступил в силу в январе этого года по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. С этого момента, принимая любые данные о клиенте, организация должна заручиться его письменным согласием и принять достаточные меры по обеспечению защиты принятых для обработки персональных данных. В первую очередь закон отстаивает права человека. Не секрет, что, к примеру, в Европе, частная жизнь очень хорошо защищена. Российская Федерация, взяв четкий курс на ВТО, вынуждена сегодня приводить ряд законов в соответствие с мировыми стандартами. Один из них — обеспечение сохранности и конфиденциальности персональных данных. Письменное согласие на их обработку, которое сегодня начали требовать самые различные организации — это только верхушка айсберга Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»». Теперь четко определены требования к мерам, которые должны предпринять организации для защиты персональных данных клиентов.

- Есть ли специфика в исполнении требований закона для агентств недвижимости?

- Нет, требования закона едины для всех организаций, осуществляющих обработку ПД, за исключением случаев, определенных в Федеральном законе. Но агентствам недвижимости надо помнить, что согласие на обработку персональных данных дается для исполнения взятых на себя обязательств в рамках предмета конкретного договора. Поэтому в случае расширения предмета ранее заключенного договора, то есть увеличения задач, поставленных клиентом перед агентством недвижимости, необходимо брать дополнительное согласие на использование ПД в целях использования их для исполнения новых требований клиента по договору. Так, например, если сначала агентство недвижимости оказывало посреднические услуги при продаже объекта недвижимости, а в дальнейшем клиент обратился за дополнительной услугой о помощи по приобретению объекта недвижимого имущества, то необходимо заключение второго агентского договора и, соответственно, подписание второго согласия или внесение изменений в имеющийся договор дополнительным соглашением, в котором так же берётся согласие на обработку ПД в целях исполнения новых условий договора.

- Прописаны ли в законе виды персональных данных?

- Да, конечно. В принципе, вся информация о человеке является его персональными данными. В Федеральном законе прописаны как формальные (пол, возраст, ФИО, паспортные данные и т. д.), так и достаточно общие данные — политические взгляды, религиозные, философские убеждения. К примеру, состояние здоровья и интимная жизнь - это тоже данные, подлежащие защите.

- А что касается данных об объектах недвижимости, принадлежащих человеку?..

- В закон они не внесены, но косвенно они тоже являются персональными. Человек прописан в квартире, у этой квартиры есть адрес — и он может как разрешить, так и запретить отдельным организациям использовать эту информацию.

- О чем должны позаботиться агентства недвижимости, дабы избежать административных штрафов в ходе проверок?

- Агентства недвижимости, как и другие организации, должны организовать деятельность предприятия в соответствии с требованиями Федерального закона. В самом общем варианте это выглядит так: регламентировать правила приема, хранения, обработки персональных данных, обеспечить их защиту и зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных в Управлении Роскомнадзора по Кемеровской области. Чтобы подтвердить, к примеру, в ходе проверки, что на предприятии надлежащим образом организованны меры по защите ПД, необходимо разработать и ввести в действие ряд внутренних положений, регламентирующих все действия, совершаемые с персональными данными, а также соблюсти фактические меры по защите ПД. В агентстве недвижимости «Любимый город» пакет документов, регламентирующий порядок обработки и защиты ПД, составил порядка 300 страниц и включает в себя 3 Положения и более 20 форм запросов, согласий, ответов, журналов учета обращений и т.д. В этих Положениях описаны меры по защите ПД субъекта, а также порядок их обработки, порядок взаимодействия структур Агентства по обработке обращений субъектов ПД и уполномоченных органов, а также отдельное Положение по защите автоматизированных, электронных систем обработки ПД, требования которых уже с 2011 года исполняются Агентством на практике.

- Данный пакет документов каждая организация должна разрабатывать самостоятельно или есть возможность его приобрести?

- Можно и приобрести. В агентстве недвижимости «Любимый город», я разработала этот пакет документов ещё в конце 2011 года, и с того времени весь наш коллектив успешно пользуется им. В качестве оператора, осуществляющего обработку ПД, наше Агентство зарегистрировано в Роскомнадзоре с ноября прошлого года, сегодня мы готовы представить всем агентствам недвижимости Кемеровской области стандартный пакет документов, достаточный и необходимый в рамках Федерального закона или же адаптированный под особенности структуры и штатного расписания вашей организации. Для членов Некоммерческого партнерства «Лига риэлтеров Кузбасса» предусмотрена льготная цена.

- Вернемся к защите персональных данных. Многие агентства хранят информацию о клиентах в электроном виде. Требуется ли теперь для этого специальное программное обеспечение?

- В настоящее время в Федеральном законе такого требования нет. Но компьютеры в организациях должны быть защищены, и это четко прописано в Федеральном законе Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»». Необходим ряд технических мер и регламентирующее их Положение.

- Для клиентов агентств недвижимости требование подписать согласие об обработке их персональных данных — тоже новшество. О чем стоит предупредить граждан, чтобы не возникало недоразумений?

- Прежде всего человек должен понимать, что согласие на обработку персональных данных и другие действия агентства по соблюдению закона — в интересах самого клиента. Но, тем не менее, сотрудники должны разъяснить каждому, почему и для чего подписывается согласие, и что агентство намерено делать с персональными данными клиента. Для удобства клиента в договор, который он подписывает с агентством недвижимости «Любимый город», внесен отдельный раздел, разъясняющий цели обработки ПД, срок их обработки, а также перечень самих ПД, обозначены органы и организации, с которыми ведется взаимодействие по ПД. Конечно, всегда есть люди, которые более осторожно относятся к нововведениям, но, если все требования закона организацией исполнены в достаточном объеме, данные человека находятся под надежной защитой, что должно стать весомым аргументом любого агентства недвижимости, работающего в соответствии с Законодательством Российской Федерации! В завершении замечу, что клиент в любое время может написать заявление с требованием о прекращении обработки его персональных данных и их уничтожении.

Беседовала Наталья Евстигнеева


К началу страницы