Регистрация прав: что ждет в 2015 году
О том, как будет происходить регистрация прав на недвижимость в 2015 году, и какие сервисы будут полезны собственникам и покупателям недвижимости, рассказывает начальник отдела по г. Новокузнецку Управления Росреестра по Кемеровской области, государственный регистратор Наталья Николаевна Климова.
- Наталья Николаевна, какие изменения ждут в 2015 году процедуру государственной регистрации прав на недвижимость?
- Прежде всего, изменятся размеры государственной пошлины. Напомню, с 1 января для физических лиц пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество увеличилась вдвое - с 1 000 рублей до 2 000 рублей, для организаций - с 15 тысяч до 22 тысяч рублей. Если права на недвижимость регистрируются в долях, то сумма государственной пошлины делится на число заявителей. То есть каждый участник долевой собственности оплачивает пошлину в размере, пропорциональном размеру своей доли в праве. Что касается самой процедуры регистрации, то она осталась прежней: существует три способа подачи документов на регистрацию.
- во-первых, можно представить документы лично в регистрирующий орган.
- во-вторых, можно отправить документы посредством почтового отправления. Этот способ стал доступен с 2010 года. Однако нельзя сказать, что он завоевал популярность. В течение 2014 года таким образом к нам поступило лишь 8 пакетов. Дело в том, что отправка документов почтой требует их обязательного нотариального заверения. А если это договор – то и сам договор должен быть нотариально удостоверенным. В основном такой способ удобен для иногородних заявителей..
- в-третьих, кадастровая палата предоставляет услугу выездного приема документов, так называемый «мобильный офис». Функции по приему и выдаче документов с 2011 года переданы подведомственному Росреестру учреждению – Федеральной кадастровой палате. В полномочия кадастровой палаты входит и осуществление выездного приема . Здесь необходимо понимать, что сотрудники палаты не осуществляют на дому или офисе саму регистрацию прав на недвижимость: они лишь принимают документы для дальнейшей передачи их в регистрирующих орган и/или доставляют готовые свидетельства о регистрации - в зависимости от того, какую услугу выберет гражданин.
- В прошлом году вы ждали запуска системы, позволяющей регистрировать права в любой точке Российской Федерации, независимо от того, где находится объект недвижимости. Заработала ли эта система?
- Нет, система экстерриториального приема документов на регистрацию прав пока не начала свою работу. На сегодняшний день государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа. Если объект находится в Новокузнецке, то документы можно подать на регистрацию только на территории Кемеровской области. В этом вопросе пока изменений нет.
- Как можно записаться на подачу документов на регистрацию?
- При получении основных услуг Росреестра можно сэкономить свое время и с помощью сервиса «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием» на сайте rosreestr.ru записаться на прием заранее, выбрав удобную дату и время. Также можно записаться на прием по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра8 (800) 100-34-34.
- В этом году в Новокузнецке открылся многофункциональный центр, который в числе прочих услуг принимает и документы на регистрацию прав на недвижимость. Как вы взаимодействуете с МФЦ?
- Территориальные МФЦ подчиняются региональным центрам и руководствуются теми договорами, которые заключены с федеральными структурами. У нас на уровне области заключено соглашение об оказании услуг Росреестра. А именно: государственная регистрация прав, предоставление сведений из ЕГРП, постановка на государственный кадастровый реестр объектов недвижимости и выдача сведений из этого реестра. Функция МФЦ заключается в приеме документов у населения и передаче документов нам для проведения государственных процедур. По сути, МФЦ обладает теми же полномочиями по приему-выдаче документов, что и кадастровая палата. Что касается сроков оказания услуг, то они для всех одинаковы: максимально 18 календарных дней, минимально 5 рабочих дней (для ипотечных сделок и нотариально удостоверенных сделок). Единственное отличие: сроки регистрации по документам, принятым в МФЦ, исчисляются следующим после подачи документов днем. Все специалисты МФЦ прошли у нас обучение процедуре приема на регистрацию. Еженедельно мы проводим занятия по теории и практике регистрационного учета.
- Насколько часто выявляются нарушения при подаче документов на регистрацию?
- Практически каждая пятая регистрация проходит с теми или иными замечаниями. Возникают вопросы, связанные с документами, или, к примеру, не достает каких-либо справок. Либо поступают судебные акты, и происходит наложение ареста на объект недвижимости, что препятствует проведению сделки. Либо выявляется наличие судебного спора. Кроме того, очень активно продавцы пользуются своим правом приостанавливать сделку. Дело в том, что у нас регистрация носить заявительный характер. И заявитель вправе в течение срока регистрации (18-ти календарных дней) подать заявление о возврате документов без регистрации. По разным причинам: передумал он, не рассчитались с ним покупатели. Подача такого заявления приостанавливает регистрацию на месяц. И если в течение месяца от гражданина не поступило заявление о возобновлении регистрации, то регистратор выносит решение об отказе в регистрации новых прав. Пострадавший в этом случае вынужден обращаться в суд с требованием перехода права.
Немало и мошеннических сделок с предоставлением поддельных документов. Не всегда люди понимают, зачем они к нам приходят. В задачи специалистов приема входит только установление личности обратившегося за регистрацией прав, надлежащий прием представленных документов, документов на регистрацию. Мы проводим правовую экспертизу сделки, но не выясняем всю ее подноготную: к примеру, осознает ли продавец ответственность своих шагов.
На мой взгляд, ответственность за существо сделки может нести только нотариус, который разъяснит сторонам существо сделки. Мой совет: удостоверять сделку по приобретению недвижимости нотариально. К тому же нотариальная доверенность на регистрацию права очень удобна для продавцов – за регистрацией прав может обратиться только одна сторона, присутствия продавца не требуется.
- Какие изменения ждет ваша служба в 2015 году?
- Мы ожидаем уменьшения сроков государственной регистрации. Возможно, их сократят до 10 дней. Комплекс мероприятий по оптимизации госуслуг предполагает сокращение сроков регистрации к 2018 году до 7 рабочих дней. К этому надо планомерно идти. Также у нас меняются правила ведения Единого государственного реестра прав. Однако это наши внутренние изменения, и граждан они непосредственно не коснутся.
- Какие советы Вы дали бы покупателями недвижимости?
- Рекомендую заранее запросить выписку из Единого государственного реестра прав. Она доступна любому заявителю и раскрывает правовую историю квартиры: сколько раз та была продана, как часто происходила смена прав. Кроме того, рекомендуем заранее получать выписки об обременении недвижимости. Стоимость каждой выписки – 200 рублей в отношении одного объекта. Чтобы их получить, необходимо обратиться в регистрирующий орган. При этом рекомендую обращаться в территориальный орган по месту нахождения объекта – для получения актуальной информации.
- Какие сервисы вы предоставляете собственникам?
- Собственники
могут подать заявление о внесении в ЕГРП записей о невозможности
государственной регистрации прав без личного участия правообладателя. То есть без
его личного присутствия принадлежащий ему объект недвижимости нельзя будет
переоформить в пользу иного лица. Кроме
того, прежний собственник может подать заявление о возражении в отношении зарегистрированного
права иного лица- последнего
собственника объекта недвижимости, находившегося у него во владении. С любой формулировкой,
к примеру: «возражаю, что имущество у меня выбыло». Сделать это можно еще до
обращения в суд и вне зависимости от срока, когда было прекращено его право
собственности. Это возражение не накладывает запрета на проведение последующих
сделок с данным объектом недвижимости, но может стать своеобразным «маячком»
для покупателей. Если в течение трех месяцев в регистрирующий орган не
поступает судебный акт о принятии
искового заявления прежнего собственника о споре в отношении данной
недвижимости, возражение автоматически снимается (ранее внесенная в ЕГРП запись погашается).