Документальная история

Какие документы нужны, чтобы жить в квартире как хозяин.

Документ - основание права

Если вы считаете себя собственником квартиры, проверьте, у вас на руках должно быть два основных документа:

1. Свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

2. Документ, на основании которого образовалось право собственности.

Какими бывают основания для права собственности?

К примеру, квартира была

…приватизирована. Тогда основанием для регистрации права собственности станет Договор передачи, где муниципалитет передает во владение гражданину недвижимое имущество.

…куплена. Тогда основание – Договор купли-продажи квартиры.

Квартира может быть получена по договору мены, ренты, дарения, передана по наследству или решением суда, вступившем в законную силу. На сегодняшний день в Российской Федерации существует 22 вида правоустанавливающих документов на жилую недвижимость. На основании них Росреестр выдает Свидетельство о регистрации права собственности, а также вносит соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав.

Свидетельство о регистрации права

Полноценное владение объектом недвижимости начинается именно с момента регистрации права. В противном случае фактически для государства владельцем недвижимости остается прежний хозяин – на его имя приходят квитанции за жилищно-коммунальные услуги, на его имя насчитывается имущественный налог, правом прописывать людей на жилплощадь также обладает только бывший собственник. После государственной регистрации права на недвижимость в Росреестре выдается документ – Свидетельство о регистрации права собственности.

Для продажи квартиры Свидетельство о регистрации права, по сути, не требуется. Подтвердить право собственности на квартиру продавец может и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. В выписке будут указаны сведения о правообладателе, его паспортные данные и проч. Свидетельство – это документ, удостоверяющий проведенную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество. А выписка из ЕГРП – это актуальные сведения о наличии прав, а также данные об обременениях на недвижимость или судебных разбирательствах по объекту недвижимости, если таковые имеются.

Кадастровый паспорт

Согласно российскому законодательству, в стране ведется учет недвижимости, как жилой, так и нежилой. Каждый объект вносится в государственный реестр, иными словами, ставится на кадастровый учет, где ему присваивается уникальный кадастровый номер. Вносить и изменять данные в кадастровый учет имеет право только уполномоченный на то государственный орган. С 1 января 2013 года этими полномочиями наделена Кадастровая палата при Россреестре. Именно она и выдает на квартиру кадастровый паспорт, где указаны технические характеристики объекта (этаж, площадь, планировка, балконы, лоджии и т.п.), а также его кадастровый номер. Кроме того, кадастровый план включает в себя графический план квартиры с указанием метража помещений. Очень часто в объявлениях о продаже публикуются фотографии плана квартиры – это и есть графическая часть кадастрового плана.

Обратиться за кадастровым паспортом можно в Многофункциональный центр (МФЦ) или в Росреестр (в том числе и через сайт государственного органа).

Нормативных документов, устанавливающих срок действия кадастрового паспорта, не существует. То есть по закону кадастровый паспорт бессрочен. Однако стоит учитывать, что кадастровый паспорт содержит сведения, актуальные на момент выдачи документа. Поэтому покупатели квартиры могут запросить свежий кадастровый паспорт. Особенно если квартира претерпела серьезную перепланировку. В интересах покупателя будет удостовериться, что перепланировка была согласована и в документы внесены соответствующие изменения.

Технический паспорт

Технический паспорт квартиры выдает Бюро технической инвентаризации - БТИ. В таком паспорте отражена оценочная стоимость квартиры (инвентаризационная, а не рыночная), а также технические характеристики квартиры: год постройки дома, материал стен и перекрытий, инженерные коммуникации и проч. Именно на основании технического паспорта кадастровая палата выдает кадастровый паспорт. При купле-продаже недвижимости технический паспорт не обязателен. Но если речь идет об ипотеке, его может запросить банк – чтобы провести оценку недвижимости. Так же как и кадастровый, технический паспорт следует оформить новый, если квартира претерпела кардинальные изменения.

Со сменой владельца переоформлять технический паспорт не обязательно, хоть в нем и прописан прежний собственник. Это можно сделать позже, когда появится необходимость.

Если документы на квартиру вы потеряли

Комментирует юрист Дмитрий Максаков:

Если оформлялось наследство на квартиру, то дубликат свидетельства о вступлении в наследство вы можете получить у нотариуса, который вел наследственное дело. В случае утери договора купли продажи, который был заверен нотариусом, вы также можете получить заверенный дубликат у нотариуса. Если же у нотариуса не заверялся договор купли-продажи, то необходимо обратиться в Федеральное управление государственного регистрационного центра, где хранятся все копии, и получить ксерокопию вашего договора купли-продажи.

В случае утери свидетельства о собственности нужно обратиться в Росреестр (г.Новокузнецк, ул.Кирова, д.57) с заявлением, в котором вы указываете причину порчи или потери свидетельства. Не забудьте паспорт и квитанцию об оплате госпошлины. После этого обращения дубликат свидетельства о собственности вы получите в течение 30-ти дней.

Если же квартира была неприватизированной, то документы восстанавливаются в органах местного самоуправления (администрация). С собой нужно взять паспорт и заявление о потере документов на квартиру, полученную по договору социального найма. Можно обратиться опять же в Росреестр, где хранятся все долгосрочные документы. В администрации вы получите дубликат, а в Росреестре – ксерокопию договора о социальном найме. При утере технического паспорта для их восстановления нужно обратиться в филиал БТИ (Бюро технической инвентаризации), оплатить услуги технического работника, и в течение месяца будут выданы все запрашиваемые документы.

Если вы считаете, что документы были похищены кем-то, то необходимо обязательно обратиться в органы полиции и подать заявление о пропаже документов, о принятом заявлении выдадут талон-уведомление с присвоенным номером КУСП. В правоустанавливающих инстанциях могут спросить, обращались ли вы в полицию по факту хищения, поэтому вам и надо будет предъявить регистрационный талон с номером КУСП.

Комментарий специалиста

Елена Астахова, сотрудник АН «Время недвижимости»:

- В сделках купли-продажи важно учитывать ряд факторов:

  • Если объект недвижимости был оформлен в собственность на одного из супругов, то при продаже необходимо нотариальное согласие второго супруга на продажу;
  • Для сделок с привлечением кредитных средств банка, сертификатов необходимы выписка из техпаспорта либо техпаспорт и кадастровый паспорт. Если таких документов не имеется, то вы рискуете потерять потенциальных покупателей на объект, так как банк не кредитует такие объекты;
  • Если объект принадлежит на основании права наследства, решения суда, приватизации, то право собственности должно быть обязательно зарегистрировано в Росреестре;
  • В поквартирной карточке на объект на момент сделки должны быть прописаны только собственники, все третьи лица должны быть сняты с регистрационного учета.
К началу страницы