Кредитные брокеры: свято место пусто не бывает
Необходимость брать кредит в банке многих людей до сих пор повергает в ужас. Справки, заявки, поручители, сама проблема выбора банка, сопоставление условий… Кто-то в этой гонке за кредитом находит свой вкус. Но большинство понимает, что все усилия – серьезная трата времени, а иногда и денег. Умные люди поглядывают на Запад, где реальную помощь в подборе и получении кредита оказывают кредитные брокеры. В России же, особенно в глубинке, слова «брокерижд», «андеррайтинг», «скоринговый балл» еще не прижились.
В начале ноября в Кемерове компания «Кредитный ресурс», региональный поверенный по Кемеровской области Национальной Ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, при поддержке Кузбасской торгово-промышленной палаты, провела первую областную конференцию «Банки и кредитные брокеры. Перспективы взаимодействия». О вопросах, поднятых на конференции, и о возможностях развития рынка кредитных брокеров мы поговорили с генеральным директором компании «Кредитный ресурс» Александром Холодениным.
- Конференция «Банки и кредитные брокеры была рассчитана на широкий круг участников?
- Нет, первая областная конференция была проведена как узкоспециализированное мероприятие - для брокеров, финансовых консультантов, представителей банков, риэлторских и факторинговых компаний. Пришло более 50 человек. Задачей конференции было сделать первый шаг – познакомить друг с другом всех участников кредитного рынка, наладить общение банков, брокеров, риэлторов. Мы представили стандарты Ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (АКБР), рассказали о том, как можно работать и какие инструменты использовать. Заинтересованы были все присутствующие. Были намечены пути дальнейших действий. Особый интерес вызвали специальная компьютерная программа «СКБ-интерактив» и возможности обучения кредитных брокеров.
- Каким в идеале должен быть процесс взаимодействия заемщика и банка? Чем может помочь кредитный брокер?
- На сегодняшний день брокеридж в России и, особенно, в Кемеровской области, находится на зачаточной стадии развития. Схема взаимодействия клиента и банка не правильная, она доставляет массу хлопот и той и другой стороне. Если обращаться к опыту дальнего зарубежья, то мы видим, что там 80% кредитных сделок банк проводит через брокеров, через профессиональных посредников. И это правильно. Человеку не нужно изучать все банки, все кредитные программы и условия получения. Он приходит к кредитному брокеру и за определенную плату получает всю информацию, специалист изучает его кредитную историю и направляет в нужный банк – самый удобный, самый оптимальный в его ситуации. Иногда у кредитных брокеров от некоторых банков есть определенные преференции, благодаря которым для клиента процентная ставка может быть ниже. Банк идет на такие уступки, так как брокеры поставляют платежеспособного клиента, уже полностью подготовленного к сделке. Поэтому для потребителя это удобно.
- Сегодня такую помощь оказывают риэлторы…
- Да, действительно, иногда риэлторы параллельно консультируют по ипотечным кредитам. В некоторых агентствах есть отдельные ипотечные брокеры. Но у риэлторов и брокеров – разные задачи. У первых – грамотно провести сделку. Вторые же заинтересованы в наиболее выгодном и удобном для клиента кредите. Кроме того, деятельность брокера шире – не только ипотека, но и потребительское, авто-, бизнес-кредитование. Брокеры работают с кредитными историями заемщиков, что немаловажно. Например, могут исправить кредитную историю.
- Исправить? Каким образом?
- Поделюсь наблюдением. В Кемерове я видел такую рекламу: «Исправляем кредитные истории за 50 тысяч рублей». Вообще-то эта услуга стоит до 10 тысяч рублей. И это не исправление действительно плохих кредитных историй, а работа с такими случаями, когда банк или сам человек ошибся, что повлекло за собой определенные последствия. Это не махинации, а защита чести и достоинства. И во многих случаях – решающий момент. Не менее важный, чем скоринговый балл, на который тоже может повлиять кредитный брокер.
- Что показывает этот балл?
- Это система балльной оценки платежеспособности клиента. Правильные или неправильные действия человека в банке еще на этапе подачи заявки на кредит влияют на этот балл. Брокер может четко указать клиенту, что делать, чтобы этот скоринговый балл был максимальный.
- Вы упомянули о программе «СБК-интерактив»? Чем она может быть полезная потенциальному заемщику?
- Программа «СКБ-интерактив» (система кредитного брокера) создана, компанией ЭБК-системс (г. Екатеринбург). Это очень интересный инструмент, который способен объединить всех участников кредитного рынка. С помощью программы можно получить доступ к своей кредитной истории. Соответственно, кредитные брокеры могут объективно оценить шансы потенциального заемщика. При подключении к программе местных банков появляется возможность, внеся один раз данные клиента, подготавливать заявки по формам банков. Система удобная, работает уже во многих городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. С помощью программы можно провести андеррайтинг – предварительное рассмотрение клиента. Эта услуга полезна и для потребителя, и для брокера, который может адекватно оценить шансы клиента в определенном банке. Бывает, что, обращаясь к брокеру, человек что-то утаивает или просто не вспомнил, и благодаря программе вскрываются все важные нюансы. Конференция показала, что интерес к подобному программному продукту очень высок, сразу после мероприятия было заключено много договоров на подключение.
- Насколько просто сегодня стать кредитным брокером? Какие правила игры на этом рынке?
- Сейчас любой предприниматель может назвать себя кредитным брокером и приступить к работе. Лицензирования на этот вид деятельности нет. Но в 2012 году планируется внесение законопроекта по финансовому посредничеству, согласно которому в этой сфере будут создаваться саморегулируемые организации. Процесс, аналогичный риэлторской сфере. Сейчас есть Ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов, члены которой страхуют свою профессиональную ответственность, аттестуют специалистов, работают по принятым стандартам. В Питере, к примеру, 90% всех брокерских сделок выполняют члены АКБР, то есть на сегодняшний день это достаточно серьезная, влиятельная организация. В Кемеровской области наша компания является региональным поверенным АКБР.
- К чему это обязывает?
- Мы обязаны смотреть, как развивается рынок, взаимодействовать с участниками кредитного рынка, продвигать стандарты работы АКБР. Например, сейчас остро стоит вопрос профессионального обучения. На данный момент по стандартам АКБР обучение можно пройти только в Москве на базе Финансовой академии при Президенте РФ. Мы готовы комплектовать группы для обучения. К середине следующего года в Новосибирске будет создан учебный центр для брокеров – это будет уже удобнее и ближе для наших специалистов. Наша деятельность направлена на то, чтобы рынок кредитных брокеров поднять на должный уровень.
Беседовала Наталья Евстигнеева