Московский исследователь готов говорить о будущем Новокузнецка
В прошлом номере журнала «Вариант» в интервью с членом совета городского краеведческого объединения «Серебряный ключ» Татьяной Безденежных мы подняли дискуссионную тему стратегии развития Новокузнецка, его будущего, которое на сегодняшний день, мягко говоря, не греет душу горожан. Читатели обратили внимание на комментарии московского ученого, специалиста по культурному ландшафту Владимира Каганского, непосредственно знакомого с нашим городом и имеющего свой оригинальный взгляд. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с известным исследователем постсоветского пространства.
- Казалось бы, всем понятно, что каждому городу необходимо задумываться о своем будущем, но редкие города России в реальности предпринимают шаги в этом направлении. На Ваш взгляд, почему в стране сложилось такое отношение к прогнозированию?
- Это вопрос, скорее, к культурологу или социологу, но я выскажу свое предположение. Такое «отношение» – симптом то ли дефектности современного российского общества, то ли просто его «несуществования» в серьезном, строгом смысле – на всех уровнях: от страны до поселения общества, сообщества, видимо, просто нет. Совокупность людей – еще не общество; это относится и к городскому сообществу.
- В каких формах может быть проведено исследование развития города? В Новокузнецке есть Градостроительный план до 2025 года и Правила землепользования, может быть, этого достаточно?
- Формы – это отдельный вопрос, а что касается такого рода документов – то ведь они исходят из сугубо административного, узкоограниченного видения ситуации и рассчитаны на небольшой административный горизонт, в сущности, краткосрочны. Разве может быть план на следующее столетие? А вот понять кое-что из долгосрочной перспективы можно.
- Почему, по Вашему мнению, именно Новокузнецку стоит задуматься о стратегии развития? Какие еще города России сегодня стоят на развилке путей?
- В горизонте полустолетия – может быть, и существенно раньше - с Новокузнецком что-то должно произойти, его ждет радикальное изменение. Это то, что называется точкой бифуркации в синергетике, развилкой развития. Производственные функции должны резко трансформироваться. Это не значит, что не надо оставлять какого-то элитного производства или металлургического образования, – не надо утрачивать того, что было наработано, но концентрироваться уже пора на совсем другом. Постиндустриальное существование Новокузнецка – синоним его долгосрочного существования. Это не специфика края – это мировой процесс. Не исключено, что город ожидает сброс численности населения, потому что для того, чтобы справиться здесь с центральными функциями, так много людей не нужно. Пока же город не обрел и даже не осознал своих подлинных центральных функций. Новокузнецк потенциально имеет сферу влияния до полумиллиона квадратных километров.
Довольно много городов должны переродиться – или исчезнуть. Градообразующая роль промышленности (это же странно – промышленность «образует» город) сходит на нет, кроме каких-то очень специальных случаев.
- В Новокузнецке достаточно много людей, неравнодушных к судьбе города. Кто в первую очередь должен быть заинтересован в проведении исследования на предмет возможностей развития города?
- В полноценном городе должно быть городское сообщество – активная ответственная организованная часть населения – которое и решает эти вещи; это небольшая часть всего населения. Оно и должно думать и целеполагать в стратегической перспективе, хотя бы в горизонте первого столетия, чего в принципе не может городская власть. Именно такое сообщество несет ответственность за функцию, миссию, роль, развитие, образ и т.п. города. Такое сообщество – субъект ответственности за судьбу города. Именно оно и должно решить – не стоит ли посмотреть на город со стороны, провести внешнее исследование, экспертизу, рефлексию, немножко «потормошить» сообщество, расширяя его горизонт.
- Как Вы проводите такие исследования?
- Я много лет веду исследования культурного ландшафта России, обращался и к конкретным местам, консультировал кое-какие проекты. Исследование культурного ландшафта России в целом и любой его части, быстро и неоднозначно меняющегося, возможно только как комплексная экспертиза - сочетание и взаимное дополнение теоретических и экспертных методов и непременно путешествий; важно использовать и междисциплинарные представления. Исследование стандартными методами - даже если бы они и были - не позволяет в таких ситуациях успевать за быстрыми текущими процессами.
Концептуальные разработки дают базовые представления о пространственных формах ландшафта, его смысле, возможностях и трансформациях; полевые исследования обогащают теоретические конструкции и служат источником знаний о новых явлениях. Путешествия заменить ничем нельзя.
Постижение культурного ландшафта конкретного места это:
· уяснение отношения природного и культурного компонентов ландшафта;
· установление своеобразия места, вплоть до выявления и развертывания его уникальности;
· выявление сходств и связей места, особенно нетривиальных и дальних;
· анализ пространственно-географического положения места, нередко имеющего решающее значение;
· выявление тех многих горизонтов, в каждом из которых у города свой смысл и роль;
· включенное наблюдение, серия многих разных маршрутов;
· особая коммуникация с жителями и экспертами;
· непременное создание карт (Новокузнецку же нужен целый атлас);
· установление и частью создание общего стиля места и рисунка культурного ландшафта;
Конкретное место должно быть представлено как сложный богатый сгусток полей сравнимости, сходств и различий, узел и звено в ткани пространственных взаимодействий, особая полимасштабная позиция и роль, специфичный рисунок ландшафта, комплекс пространственных форм, сопряженных со смыслами человеческой деятельности, источник и носитель образов, мифов и символов. Высшее выражение изученности сложного большого места - его концепция. Кстати, культуролог Ирина Басалаева, старший преподаватель кафедры истории НФИ КемГУ, организатор научно-практической конференции «Кузнецк. Сталинск. Новокузнецк», замахнулась зе(амахнулась на концепцию Кузнецкого фронтьера - может быть, вместе с ней мы бы это и сделали...
- Какие практические результаты могут быть от подобной работы?
- Уяснение специфики города, да просто его внятное описание, которого просто нет! Новокузнецк не понят и не описан. Создание кадастра новых нетривиальных ресурсов развития города – позиционных (у города замечательное, интересное, потенциально продуктивное, очень богатое возможностями географическое положение), статусных, образно-символических, брендовых. Наконец, выявление подлинной реальной географии края – с чем именно связан (может быть связан) город, где именно находится, на что похож, в чем типичен, в чем специфичен, каким местам интересен не только металл, но и весь ландшафт края… Определение как стратегических проблем, так и стратегических возможностей города, наконец!
Мое общение в городе и изучение материалов показало, что эти вопросы не только не имеют ответов, но даже не поставлены. Какое может быть развитие города, если горожане имеют смутное представление о возможностях своего города. Конечно, надо различать экспертизу силами одного человека (малой группы), что вполне реально, и большую комплексную работу, которая может последовать за этой экспертизой.
- Вы несколько раз посещали наш город. Какова главная его проблема, на Ваш взгляд?
- Я не увидел ничего неожиданного. Промышленный город со следами некоторого процветания, деньги пролились, хотя использованы неумело. Единственная приятная неожиданность – довольно близко от центра города расположены хорошие массивы сохранного природного ландшафта.
Это не город – а промышленно-городская агломерация. Основу географии «большого Новокузнецка» – Новокузнецкой агломерации – точно так же, как и многих других промышленных районов всего бывшего СССР – сформировало производство, в основном тяжелая промышленность. Налицо заметная чересполосица в использовании земель (в любую сторону, в которую ни поедешь, у тебя на пути будет завод, многоэтажная застройка, одноэтажная застройка типа самостроя – жилая, не дачная, садово-дачные участки; в эту смесь ещё и вкраплены сохранившиеся естественные, хотя и довольно загрязнённые, долины немалых рек, довольно большие массивы – отрадно отметить – красивых горных лесов). Нет собственно компактного города - фрагментированный город. У Новокузнецка несбалансированная территориальная структура, неразрешённая транспортная проблема.
Куда важнее судьба металлургии и угольной промышленности, санации промышленных зон: этим отраслям пора искать замену, а промышленные зоны нужно санировать экологически, культурно, превращать во что-то другое. Это просто бросается в глаза. И это срочно!
Неясно, достаточно ли здесь мощный общегородской центр для столь крупной агломерации. Ведь агломерация-то – более миллиона человек. Я не вижу и отработанной системы парковых зелёных коридоров, которые выводили бы из центра города в окружающий природный ландшафт. Главная же проблема – отсутствие реалистичной воли, стратегического целеполагания, готовности ответить на вызов эпохи!
Беседовала Наталья Евстигнеева
Фото Натальи Четвериковой
Уважаемые читатели! Если тема будущего Новокузнецка волнует вас так же, как и нас, предлагаем объединить наши усилия. Сообщите о себе и Ваших идеях по электронной почте: tania3355@gmail.com или по телефону: 8-906-964-0236 (Татьяна Безденежных)