8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

ГОРНЫЙ АЛТАЙ: ЗОНА ИНВЕСТИЦИЙ

Горный Алтай сегодня притягивает как магнитом не только сотни тысяч туристов, но и инвесторов различного уровня. Если десяток лет назад путешествие к хребтам, озерам, водопадам и наскальным рисункам Алтая было больше похоже на «дикий» туризм, то сегодня республика предлагает отдыхающим весьма комфортабельные условия, приближенные к европейским. Каков дальнейший этап в развитии туристической сферы Горного Алтая? Стоит ли вкладывать средства в гостиничный бизнес? И как при бурном строительстве сохранить природные богатства Алтая? Об этом мы поговорили с директором спортивно-оздоровительного комплекса «Михайлово» Михаилом Еграшевым.

- Горный Алтай делает ставку в своем развитии на туризм. Какие шаги в этом направлении делаются сегодня?

- Несколько лет назад Республика Алтай признана вторым субъектом РФ (после Сочи) по привлекательности в плане туристско-рекреационной направленности. Республика выступала в федеральном конкурсе, по итогам которого был получен статус особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Что дает этот статус? В первую очередь, шикарную возможность для развития туристической отрасли экономики. Для республики ОЭЗ – это несколько тысяч одновременно пребывающих отдыхающих, круглогодичное функционирование. Привлечение местного населения: строителей, менеджеров, всего спектра рабочих профессий. Развитие местной стройиндустрии: сегодня в Майме запущен один из современнейших заводов по изготовлению железобетонных конструкций. ОЭЗ – это толчок для деревоперерабатывающей индустрии, для услуг автоперевозок и многих других отраслей. На данный момент ведется активная реализация проекта – «Алтайская долина» в районе с. Соузга. Насколько мне известно, там уже подведено электричество, ведется работа по созданию дальнейшей инфраструктуры и искусственного водоема, который будет основной «изюминкой» проекта – огромное озеро, по берегам которого будут возводиться туристические объекты.

Второй шаг на пути развития турбизнеса в республике – запуск аэропорта, модернизация которого в этом году закончится. Он будет соответствовать международным требованиям и в будущем сможет принимать рейсы не только из Москвы, но и из Европы. Благодаря этому Горный Алтай может стать местом и иностранного туризма.

- Насколько сегодня заполнена территория Горного Алтая в плане развития турбизнеса? Где самые перспективные места?

- Сегодня динамично развиваются Майминский и Чемальский районы, которые были первопроходцами бизнеса. Там начало положено еще в 90-е годы, и сегодня уже сложно найти площадку под строительство. Но основные достопримечательности, природные красоты и памятники культуры находятся дальше – в Шебалинском, Онгудайском, Усть-Коксинском, Кош-Агаческом, Улаганском районах. Они сегодня наиболее привлекательны и востребованы и россиянами, и иностранцами. Ряд муниципальных образований самостоятельно за последние годы подготовили специальные площадки – что-то вроде «своих» особых экономических зон – и сегодня заняты поиском инвесторов. Идет нормальный рабочий процесс по освоению этих земель. Шебалинский район находится и рядом с уже развитыми местами, и вроде бы в стороне. Однозначно Усть-Коксинский район и территория близ горы Белуха очень интересны и перспективны. Есть потенциал у Кош-Агаческого района с его степными территориями и большим количеством памятников природы. Будет развиваться и Телецкое озеро в Турочакском районе.

- Что ждет начинающего инвестора? В чем специфика строительства туристических объектов на Горном Алтае?

- Первый вопрос – земля. Необходимо заключить договор на аренду либо выкуп земельного участка. На сегодняшний день есть несколько категорий земли, где возможно осуществлять рекреационную деятельность: земли поселения, которые можно приобрести в собственность, лесные земли, на которых разрешено строить объекты спортивно-оздоровительной направленности, и земли сельхозназначения, на которых можно вести аграрный бизнес. Далее необходимо грамотно составить градостроительную документацию: генплан, который включает в себя количество строений, их расположение, рекреационную нагрузку. Это основной документ, соответственно которому вы будете выстраивать бизнес. Его проработка может занять от нескольких месяцев до полутора лет. Параллельно нужно составить бизнес-план, в котором надо все продумать и просчитать. На этапах строительства и ввода в эксплуатацию туристического объекта могут возникнуть кадровые проблемы. Горничные, повара, администраторы, управляющие - к сожалению, сегодня наблюдается дефицит персонала.

- Какие еще проблемы могут встать на пути инвестора и владельца турбазы или гостиницы?

- Специфика Горного Алтая – тарифы на электроэнергию. Сегодня бизнес вынужден платить практически 6 рублей за кВт, что в несколько раз больше, чем в других субъектах Федерации. Но так как данный вопрос полгода назад был вынесен на уровень правительства РФ, есть надежда, что тарифы на электроэнергию будут существенно снижены. На самом деле, это очень большой тормоз для развития турбизнеса. Транспортная составляющая тоже не дает Горному Алтаю стремительно развиваться. В целевую программу развития бизнеса заложено строительство железной дороги «Бийск - Горно-Алтайск» к 2015-2018 годам. А пока из-за отсутствия железнодорожного сообщения наблюдается удорожание некоторых строительных товаров. Если лес для строительства есть на месте, то гвозди, шурупы и многое другое приходится везти издалека. И транспортная нагрузка ложится на плечи бизнеса.

- Насколько доходен туристический бизнес на Горном Алтае?

- Если мы говорим о гостиничном бизнесе, то примерный срок окупаемости составляет 4 - 7 лет. Далеко не самый рентабельный вид бизнеса. Разбег зависит от местонахождения объекта, от комплекса предоставляемых услуг и периода функционирования.

- Почему Вы выбрали именно этот бизнес, а не другой?

- По складу характера мне интересно там, где сложнее. Туризм – не простой бизнес. Он включает в себя и гостиничную составляющую, и организацию предприятия общепита, а на начальном этапе – и реализацию строительного проекта. Строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Михайлово» мы начинали с нуля: здесь была голая поляна. Сознательно выбран Шебалинский район, он чуть в стороне от уже развитых с точки зрения турбизнеса районов, но в то же время не далеко от всей цивилизации. Географически удачное расположение: от Новосибирска порядка 500 км, столько же до Усть-Коксы. Получается, мы можем быть перевалочной базой для туристов, следующих по Чуйскому тракту. Сейчас мы можем разместить порядка 36 человек. Комплекс мы позиционируем как семейный, тихий: с возможностью посидеть на берегу реки Сема, походить по чистой мягкой траве. Ближе к экотуризму, с упором на оздоровление. В планах - развитие активного туризма: конные маршруты, квадроциклы, зимой снегоходы. Кроме того, сейчас активно ведется подготовка проекта, его утверждение и получение разрешительной документации на строительство горнолыжного комплекса в селе Камлак. Выбранная с помощью ученых и геологов гора очень хорошо подходит для развития горнолыжного туризма и, может быть, даже не уступает комплексу «Манжерок». Все действия по развитию туризма в нашей местности мы стараемся вести не нарушая природное равновесие.

- Как при таком бурном развитии туризма на Горном Алтае не навредить его уникальной природе?

- В этом вопросе есть две составляющие: первое – правильное планирование и развитие территории со стороны органов власти: губернатор, глава муниципального образования, глава поселения, имея определенные механизмы регулирования, должны четко представлять себе, что мы хотим иметь завтра и что мы сможем оставить нашим детям. К сожалению, не всегда это продумывается. Вторая сторона – бизнес – насколько он грамотно подходит к делу, с прицелом в завтрашний день или нет. Конечно, все зависит от человека – есть ли у него установка сохранить красоту или нет. Если мы и завтра хотим видеть Горный Алтай в том первозданном виде, который мы все любим, то, как минимум, мы должны не навредить этой природе, обычаям и устоям коренных народов. Иначе через 20 - 30 лет это будет не Алтай, а индустриально развитая туристическая территория без той уникальной атмосферы, которая есть сейчас.

Беседовала Наталья Евстигнеева