НЕДВИЖИМОСТЬ СОЧИ: НАМ ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО!

Все ближе и ближе магические цифры Сочи-2014. День за днем приближается событие, которое в корне поменяет облик города-курорта. Уже сегодня создаются новые инженерные сети, электростанции, дорожные развязки, газопроводы и даже завод по переработке твердых отходов, без которых город существовать и развиваться не сможет. Но все эти достижения останутся в фундаменте Сочи-2014, на котором будет построено здание с красивым уникальным фасадом: его образ и запомниться всем гостям курорта и участникам Олимпиады. А фасадом этого здания, наряду с олимпийскими объектами, станет и другая городская недвижимость.

По генплану

В 2009 году в Сочи был принят новый «Генеральный план городского округа “Город Сочи" до 2032 года». Этот момент стал вехой в истории курорта, точкой отправления многих инвестиционных программ по развитию и строительству недвижимости и объектов инфраструктуры. Утверждение плана затягивалось с 2005 года, и тогда, когда казалось, что в связи с разразившимся мировым финансово-экономическим кризисом оно затянется вновь, был принят очень взвешенный лаконичный и рациональный Генеральный план.

Концептуальная часть Генерального плана Сочи дает ответы на важные фундаментальные вопросы. Прежде всего, в нем четко разграничены ближние и дальние векторы развития города. Ближний - до 2014 года, это строительство олимпийских объектов, на которое, по словам руководства страны, денег жалеть не будут. А уже следующей, дальней целью обозначено выведение Сочи к 2032 году на международный курортный рынок. Причем город должен стать лидером Черноморского региона.

Мирового уровня!

Главной целью развития города-курорта Сочи становится превращение его в современный высокоэффективный санаторно-курортный, деловой, спортивный и туристический центр мирового уровня. Для этого, во-первых, будут приведены в соответствие международным стандартам транспортная, инженерная, спортивная и туристическая инфраструктуры. А во-вторых, построены спортивные объекты, необходимые для подготовки российских спортсменов и проведения национальных и международных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийские объекты. Планируется улучшить жилищную и социальную обеспеченность населения города. Все эти цели будут реализованы в два этапа - первые два пункта в первой пятилетке, а третий, более объемный и сложный, требующий массовых негосударственных инвестиций, будет претворяться в жизнь до 2032 года. До 2014 года Сочи становится моноолимпийским городом с одной главной целью – подготовкой города к проведению Зимней Олимпиады 2014 года.

А что после?

В «Генеральном плане городского округа “Город Сочи" до 2032 года» можно увидеть направления развития основных векторов города-курорта:

1. Разграничение курортной и олимпийской частей Сочи.

Курортная часть Большого Сочи пройдет вдоль побережья от Лазаревского до Адлерского района. По этой меридиональной оси предусмотрено формирование 8 главных планировочных структур – курортные районы Магри, Лазаревское, Головинка, Лоо, Сочи – центр, Хоста – Кудепста, Адлер, Красная Поляна, – объединенных модернизируемой системой коммуникаций. Ближе к прибрежной полосе запланировано строительство рекреационных объектов, жилая недвижимость сместится в горный кластер, что позволит нарастить количество гостиниц в прибрежной полосе.

Олимпийская часть застройки пройдет по оси Адлер – Красная Поляна. Будут созданы новые дорожные развязки, особенно вдоль трассы Адлер – Красная поляна. Вокруг них вырастут современные дома (скорее всего, небольшой этажности) и немалое количество гостиниц, архитектурный облик которых будет срисован с горных шале в Швейцарии и Франции. Все эти строения, согласно концепции Генплана, будут малоэтажными;

2. Застройка горного кластера и смещение городской черты в горную часть.

Часть земель сельхозназначения будет переведена в земли поселений и войдет в городскую черту. Линия городского «фронтира» существенно увеличится. Многие дачные поселки и садоводческие товарищества уже де-факто стали жилыми микрорайонами, причем не только с основательными частными домовладениями, но и 4 - 5 этажными домами, разбитыми на 20 - 30 хозяев по долям и построенными на садовых участках. В по-следние годы именно так решается проблема доступного жилья в Сочи. Альтернативой этому могут служить оформленные пятна застройки под многоквартирные дома эконом-класса в 3 - 5 км от моря, с подведенными инженерными коммуникациями. Инвестиционные контракты с администрацией города по программе расселения ветхого жилья, расположенного в приморской полосе, помогут запустить начальный этап строительства многоэтажного жилья эконом-класса, которого очень не хватает черноморскому курорту. Приморскую рекреационную территорию, ввиду ее высокой ликвидности, можно будет использовать для строительства гостиниц, отелей и различных курортных апартаментов.

Не выше, не ниже

Численность отдыхающих на курортах(!) Сочи (именно во множественном числе согласно концепции Генплана) возрастет с 4 млн. (по данным 2008 года) до 8,3 млн. человек к 2032 году. Большая часть недвижимости, построенной в городе, будет предназначена на продажу, так как постоянное население города вырастет (по прогнозам) на 22% до 2032 года, а до 2014 года – всего на 7%, то есть не так существенно. Исходя из этих данных, основная масса построенной недвижимости в Сочи (а это 13,4 млн. кв. метров жилья) будет предназначена для внешнего иногороднего (возможно, и зарубежного) спроса. До 2014 года объекты будут в основном достраиваться, при нынешних темпах строительства, не исключено и изменение концепции многих проектов, где на месте жилой недвижимости будет воздвигнута коммерческая. Особенно это касается гостиничного сектора, которого в городе недостаточно для единовременного приема гостей в момент проведения Олимпиады. А после закрытия Олимпийских Игр рациональней будет осуществить перевод их в жилые дома либо в курортные апартаменты.

Весьма логичным вы-глядит и отказ от многоэтажной застройки. Прибрежную полосу курорта с тонкой полоской пляжей очень важно не «придавливать» небоскребами. Не будем забывать, что Сочи пока не просто курорт, а курорт дачного типа. И спрос на сочинскую недвижимость постепенно смещается в малоэтажный сектор. Недвижимость – это, прежде всего, товар, недвижимость на курорте – это товар престижный, и, в первую очередь, рассматриваются его уникальные свойства.

Эх, дороги...

Основной пункт Генерального плана города Сочи – это развитие дорожных сетей курорта. Ведь от их пропускной способности на 50% зависит развитие города как курорта. Для разгрузки внутригородской улично-дорожной сети будет построен дублер Курортного проспекта протяженностью свыше 20 километров и с расчетной скоростью движения до 100 километров в час.

Транспортная доступность внутри агломерации “Большой Сочи" позволит сделать привлекательными новые районы города. Особенно выиграет от новых транспортных развязок Лазарев-ский район Сочи, богатый на неосвоенные земельные участки под различную застройку, которые слабо используются ввиду транспортной отдаленности. Преобразится и автодорожная инфраструктура прибрежных территорий. Для проезда транзитного транспорта, минуя зону плотной за-стройки курорта, строится дорога в обход города протяженностью 18 километров и автодорога Адлер – Веселое, по новому направлению протяженностью 10 километров.

Основное развитие курортной составляющей произойдет уже после 2014 года. Многие курорты мирового уровня, особенно обретшие известность в 20 веке, проводили ребрэндинг через крупные спортивные события. Возьмем, к примеру, Пекин, желающий стать новой туристической меккой, заставивший взглянуть на Китай новым взглядом тех, кто побывал на Олимпийских Играх 2008 года. Или бившийся наиболее отчаянно с Сочи за право проведения Олимпиады-2014 южнокорейский Пьёнчанг – с «нуля» отстроенный горнолыжный курорт.

Постолимпийская цель - это региональное лидерство Сочи в регионе Черноморского бассейна, достигнув которую, город сможет стать курортом мирового уровня. Сочетание летнего и горнолыжного курорта, развитие туристической сферы по высоким международным стандартам, наряду с грамотной таможенной и финансовой политикой, вполне может сделать из Сочи лидера Черноморского региона.

Дмитрий Подгорнов,

www.perekrestoc.ru

К началу страницы