ПРАВО НА ТАРИФЫ

- Александр Владимирович, насколько жители активны в вопросе утверждения размера оплаты содержания мест общего поль-зования и текущий ремонт?

- На практике активность жителей в этом вопросе не выходит дальше обсуждений с соседями, на лавочке перед домом, в Интернете. А всего-то и надо - провести собрание с управляющей компанией или с председателем ТСЖ и разобраться, за что и сколько каждый житель будет ежемесячно платить.

- В понятия содержание и текущий ремонт входит определенный перечень работ. Расскажите подробнее о них.

- Для начала определимся с понятиями. Места общего пользования - это крыша, чердак, лестничные клетки, лифт, инженерные системы дома – тепло и водоснабжение, подвал, прилегающая к дому территория. Их нужно содержать: сбрасывать снег с крыши, чистить дорожки и тротуары; проводить влажную и сухую уборки лестничных клеток, вывозить мусор и так далее.

Текущий ремонт подразумевает проведение ремонтных работ, необходимых для профилактики прежде-временного износа общего имущества. Например, когда нужно починить лифт, отремонтировать крышу, заменить разбитое стекло на лестничной площадке, побелить, покрасить стены в подъезде; подстричь кустарники во дворе, обновить бордюры; отремонтировать системы холодного водоснабжения, горячего, отопления, водоотведения.

Вот такой список работ входит в понятия содержания и текущего ремонта дома.

- И какую сумму на это потратить, должны решить сами жители?

- Конечно. Вот, например, жители на собрании решают: такую-то сумму мы выделяем на уборку подъездов, такую-то на аварийное обслуживание. И так по всем пунктам. Здесь качество работ будет зависеть от количества выделенных денег.

Кроме этого, есть пункты оплаты, на которых можно экономить, если знать свои права. Например, во время проведения текущего ремонта была отремонтирована крыша. Значит, по гарантийным обязательствам в течение срока, указанного в договоре, устранять выявленные недостатки должна подрядная организация. Поэтому в течение этого срока жители могут не оплачивать ремонт крыши, а платить только за содержание. Гарантийные обязательства действуют и после ремонта лифта, холодного водоснабжения и так далее.

Именно поэтому жителям нужно быть активнее: спрашивать у своей управляющей компании или ТСЖ договоры проведенных работ и отстаивать свои права.

- Правда, что жителям были предложены варианты расчёта жилищного тарифа?

- У нас уже почти год работает общественный совет по вопросам ЖКХ. В его состав входят руководители управляющих компаний, старшие домов, представители ресурсоснабжающих и подрядных организаций, представители Совета народных депутатов, а также два чиновника: заместитель председателя комитета ЖКХ Татьяна Леонтьевна Васюк и секретарь Общественного совета Анна Викторовна Вахрамеева.

На заседаниях Совета рассматриваются самые актуальные вопросы ЖКХ и принимаются некие компромиссные решения. В том числе, на последних заседаниях обсуждался вопрос формирования платы за жилищные услуги, а также рассматривалась проблема, возникшая в связи с отменой компенсации оплаты жилищных услуг, которые брал на себя бюджет. Это весьма серьёзная величина. Раньше практически 30% от размера платы компенсировал бюджет города. В соответствии с Бюджетным кодексом Совет народных депутатов вынужден это исправить, так как нельзя бюджетные деньги тратить на компенсацию жилищных услуг.

- Это означает, что жители теперь будут оплачивать стопроцентно содержание и текущий ремонт?

- Да. К тому же, в результате отмены 30–процентной компенсации управляющие компании вынуждены поднять тарифы, чтобы выйти на уровень прошлогодних трат. Конечно, жители не готовы к такому значительному увеличению тарифов на жилищные услуги.

В результате бурных обсуждений я и мои коллеги пришли к компромиссному решению. А именно: жителям нужно понимать, что утилизация мусора – это тарифицированная услуга, и она по-прежнему составляет 2,12 рубля (без НДС) за утилизацию плюс отдельная плата за вывоз мусора. Именно плата за вывоз может варьироваться. Конечная сумма будет зависеть от того, с какой компанией договорится УК. Формула, которую предложил Общественный совет, проста: из того, что платили в прошлом году, вычесть 0,76 рубля (за кв. м). Оставшуюся сумму увеличить на 13% и плюс стопроцентные затраты на утилизацию и вывоз ТБО.

- На чем могут сэкономить жители новостроек?

- В новостройке на все виды выполненных работ существуют гарантийные обязательства. Поэтому на период их действия жители могут не оплачивать текущий ремонт, но содержание, а также вывоз и утилизацию ТБО – обязательно.

- Как будут рассчитываться тарифы, если в наступившем году жители ещё не проводили собрание и не утверждали тарифы?

- Если есть решение собрания по прошлому году, то оплата будет начисляться по тарифам 2010 года. Например, в прошлом жители платили 15 рублей с квадратного метра. Сегодня 2,12 рубля нужно за-платить за утилизацию мусора плюс за его вывоз; нужно оплатить 4,97 рубля за содержание лифта, а всё, что останется, будет распределено на содержание и текущий ремонт. Если этих денег не будет хватать, то, соответственно, пострадает качество содержания и текущего ремонта мест общего пользования.

- Почему именно в 2011 году настолько активно стали отслеживаться тарифы?

- Совет народных депутатов области и города, администрация области и города предупредили все управляющие компании и ТСЖ: если будет необоснованное завышение тарифов без проведения собрания, то дела на директоров управляющих компаний направят в прокуратуру. Поэтому работа началась активно.

- А как было в предыдущие годы?

- Раньше собрания могли проводиться вплоть до сентября путём обхода жителей квартир. Сегодня обязательно надо проводить общее собрание жильцов. Более того, у нас много людей имеют льготы и субсидии. И если управляющая компания или ТСЖ не утвердили тарифы на 2011 год, то люди получат льготы и субсидии по прошлому году, а это те «автоматические» деньги, которые приходят в УК и ТСЖ, и на которые они могут рассчитывать. Если льготник не платит, он теряет право на субсидии и льготы. В силу этого льготники являются стопроцентными плательщиками, поэтому в установлении новых тарифов заинтересованы и жители, и управляющие компании.

- Александр Владимирович, в конце нашего разговора - что бы вы, как председатель комитета ЖКХ, пожелали нашим читателям?

- На сегодняшний день многие жители ещё не определились с величиной платы за жилищные услуги, поэтому не платят и за коммунальные. В связи с этим у меня большая просьба: до конца месяца оплатить коммунальные услуги за январь. И, конечно же, советую как можно быстрее провести собрания и определиться с тарифами на содержание и текущий ремонт дома. Ещё хотелось бы пожелать всем новокузнечанам принимать активное участие в жизни своего дома.

Плата за жилищные услуги включает: плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

(Статья 154 ЖК РФ)

К началу страницы