Консультации нотариуса: наследство на расстоянии
Сфера недвижимости непосредственным образом связана с нотариальной деятельностью. Специально для наших читателей мы вводим рубрику «Консультации нотариуса», в которой на самые актуальные вопросы будут отвечать лучшие нотариусы нашего города. Если и у вас есть вопросы настоящим профессионалам своего дела, присылайте их по электронной почте: glav-red@variant-nk.ru или звоните по телефону редакции: 796-076.
Сегодня на вопрос читательницы отвечает нотариус города Новокузнецка Нина Николаевна ТАРАКАНОВА:
Что мне делать, если наследство после моего отца открылось в Новокузнецке, а сама я проживаю в Новосибирске? Обзвонила несколько нотариальных контор в нашем городе, мне везде отказали в открытии наследственного дела. Мне придётся с каждой бумажкой, которую потребует нотариус, ездить в Новокузнецк?
Е. Задорожная,
г. Новосибирск
- Открыть наследственное дело имеет право нотариус только того нотариального округа, который является местом открытия наследства, то есть где был зарегистрирован умерший на момент смерти. Так, если умерший был зарегистрирован в Новокузнецке, то и наследственное дело заведёт нотариус Новокузнецкого нотариального округа, а не Новосибирского или, скажем, Кемеровского.
Для экономии собственного времени лучше предварительно позвонить в нотариальную контору: согласовать время встречи, уточнить, правильно ли вы обращаетесь (в большинстве городов РФ, в Новокузнецке в том числе, разделение обязанностей при ведении наследственных дел основано на алфавитном принципе в рамках города по фамилиям умерших; см. справочную информацию по распределению нотариусов в каждом четверговом выпуске журнала «Вариант»).
Документы на наследство
При первом обращении к нотариусу вам необходимо иметь при себе паспорт, свидетельство о смерти, справку о регистрации умершего на день смерти (которая будет являться подтверждением места открытия наследства) и документы, подтверждающие ваши с наследодателем родственные отношения. На основании этих документов нотариусом будет составлено заявление о принятии наследства. Вы это заявление должны внимательно прочитать и подписать. Данный документ останется у нотариуса в наследственном деле. Заявление необходимо подать до истечения шести месяцев со дня смерти наследодателя – это очень важный момент. В противном случае вами может быть пропущен срок принятия наследства.
В заочной форме
Что делать, если нет возможности приехать в нотариальную контору и подать заявление лично? Обратитесь к любому нотариусу в своём городе для оформления заявления о принятии наследства. Это заявление, нотариально удостоверенное, направьте по почте с уведомлением о вручении тому нотариусу, который будет вести наследственное дело. Если вы не знаете, какому именно нотариусу направить заявление, направьте его в адрес нотариальной палаты того региона, на территории которого открылось наследство. Сотрудник аппарата палаты, уполномоченный заниматься рассмотрением обращений граждан, перешлёт ваше заявление в соответствующую нотариальную контору и уведомит вас об этом.
Если для сбора необходимых документов вы по-прежнему не имеете возможности приехать в город, где открылось наследство, можете выдать на эти действия доверенность человеку, который сможет этим заниматься. Доверенность также можно удостоверить в любой нотариальной конторе в своём городе и направить её по почте в адрес того человека, которому вы доверяете.
О том, какие документы нужно будет представить, нотариус скажет вам лично или вашему доверенному лицу, либо направит письменную информацию в ваш адрес почтой. Определённых сроков для сбора необходимых документов законодательством не установлено: собранные документы после того как наследственное дело открыто, представить в нотариальную контору можно в любое время. Здесь всё будет зависеть от того, хотите ли вы получить свидетельство о праве на наследство сразу по истечении шести месяцев с момента его открытия или для вас это не важно.
Если наследуется недвижимость (например, квартира, дом, гараж), после выдачи Свидетельства право собственности наследника на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации: вам необходимо обратиться в Управление Росреестра (также по месту нахождения недвижимого имущества) и зарегистрировать свои права на это имущество.