ВРЕМЕННЫЙ ЖИЛЕЦ
Наталья Гаврилова владела двухкомнатной квартирой в Новокузнецке по договору социального найма. Кроме неё в квартире были зарегистрированы двое её совершеннолетних детей с правом пользования этим жилым помещением. В 1996 году Наталья познакомилась с мужчиной. Они стали жить вместе. И женщина прописала его в своей квартире в качестве временного жильца. Мужчина дал расписку, подтверждающую то, что он готов выселиться из квартиры по первому требованию нанимателя. В 2004 году Наталья со своим сожителем официально зарегистрировали свой брак. Через год Наталья умерла, тогда встал вопрос - кому до-станется квартира. Супруг женщины обратился в «Дирекцию единого заказчика» с требованием заключить с ним договор социального найма, так как он является членом семьи. Ему отказали. В это время сын Натальи (который был также зарегистрирован в этой квартире) обратился в суд с иском о выселении временного жильца (своего отчима). Мужчина предъявил встречный иск о признании сына Натальи утратившим право пользования этим жилым помещением, так как он практически не проживал в этой квартире и коммунальные услуги не оплачивал. Чтобы отстоять свои права, сын Натальи обратился к адвокату.
Людмила Кемайкина:
- В ходе судебного разбирательства было установлено, что супруг Натальи прописан в спорной квартире как временный жилец. После официальной регистрации брака мужчина, в силу закона, является членом семьи Натальи – нанимателя этого жилого помещения. Однако по закону вселяемые члены семьи нанимателя получают право пользования жилым помещением в том случае, если при вселении не был нарушен порядок вселения. В нашем случае законное право пользования жилым помещением у супруга Натальи могло возникнуть только при условии, если остальные члены семьи (двое совершеннолетних детей) дали бы согласие на его вселение в квартиру. Для этого Наталья должна была изменить статус своего мужа, а именно: в обычном порядке обратиться с заявлением в МУ «ДЕЗ» или регистрационную службу, которая ведёт их дом, и прописать супруга, как члена семьи с правом пользования жилым помещением. При этом необходимо было бы спросить согласия своих детей. При наличии согласия других членов семьи мужчина мог получить самостоятельное право пользования квартирой, что, в свою очередь, дало бы ему возможность после смерти Натальи требовать заключения с ним договора социального найма. К сожалению, получилось так, что Наталья, являясь нанимателем этого жилого помещения, вступив в брак, не изменила статус своего мужа, не спросила согласия других нанимателей квартиры на вселение супруга, соответственно, он, как был временным жильцом, так и остался. Суд вынес решение, согласно которому иск о выселении был удовлетворен, а в иске о признании сына Натальи утратившим право пользования жилым помещением было отказано. Решение вступило в законную силу. В декабре 2010 года супруга Натальи выселили из квартиры.
Для справки:
В данном случае отношения, возникшие между супругом умершего нанимателя и ее сыном, регулируются ЖК РСФСР, так как возникли до 1 марта 2005 года, когда вступил в действие новый Жилищный кодекс. В ст. 54 ЖК РСФСР указано, что граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи, и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи, не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением. Аналогичная норма содержится и в действующем Жилищном кодексе в ст. 70 ЖК РФ, где указано, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.