ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Ольга Анатольевна Койнова, адвокат Коллегии адвокатов Новокузнецкого района № 44 Кемеровской области продолжает делиться с нашими читателями историями из судебной практики. Сегодня на страницах нашего журнала она ещё раз напомнит читателям о том, как оформить право собственности на дом.

Дом стоит на земле, а земля по закону должна находиться у человека на праве собственности, аренды либо долгосрочного пользования. К сожалению, многие в этом вопросе не следуют букве закона, и на практике большинство жилых построек в Новокузнецком районе документально не оформлены. И эту проблему иногда приходится решать родственникам. Именно так получилось в случае с сегодняшним героем. Вот его история.

В прошлом году у Романа Ельцова умер отец. Роман был единственным наследником. Ему достался дом, находящийся в Новокузнецком районе. Однако на постройку не было никаких правоустанавливающих документов, поэтому молодой человек не мог вступить в права наследства. Чтобы решить этот вопрос, он обратился за помощью к адвокату.


Ольга Койнова: - При отсутствии документов на дом нам пришлось решать вопрос признания права собственности на жилую постройку за умершим отцом Романа. Это можно было сделать только в судебном порядке. Поэтому мы обратились в суд с иском о признании за умершим права собственности на дом и включении постройки в наследственную массу (прим.: Наследственная масса - это имущество, которое принадлежало наследодателю и переходит по наследству наследникам). В этой ситуации Романа спасло то, что земля, на которой находился дом, на законном основании принадлежала его отцу, то есть было оформлено право собственности на земельный участок. Поэтому суд, конечно же, вынес решение: удовлетворить наше требование, признать право собственности на жилой дом и включить его в наследственную массу.

Нужно отметить, что очень часто возникает ситуация, когда нет документов ни на земельный участок, ни на дом. Поэтому прежде чем решить вопрос о постройке дома, нужно решить вопрос с земельным участком, а именно: приобрести его в собственность либо оформить документы на аренду или пользование участком. Затем получить разрешение на строительство и уже после этого возводить дом. К сожалению, многие делают наоборот. Построят дом, а потом каким-нибудь способом пытаются оформить документы и на дом, и на земельный участок, на котором он находится. Однако даже в судебном порядке нельзя получить документы на дом при отсутствии документов на земельный участок.


Для справки.

Для того чтобы оформить земельный участок в собственность, необходимо выполнить ряд условий:

1. Произвести межевание земли. Это комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению границ землепользования, определение местоположения и площади земельного участка. Полученные данные и материалы впоследствии подлежат юридическому оформлению;

2. Поставить земельный участок на кадастровый учёт и получить кадастровый паспорт;

3. На последнем этапе оформления земельного участка формируется полный пакет документов. Он включает в себя также и правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы. Весь пакет документов подается в Регистрационную палату. После рассмотрения заявки выдается Свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. После получения права собственности (аренды или права пользования) на земельный участок, можно строить дом. Для того чтобы впоследствии можно было легко оформить на него право собственности, нужно получить разрешение на строительство. Для этого нужно собрать определенный перечень документов, среди которых:

- правоустанавливающие документы на участок;

- градостроительный план участка;

- схема планировочной организации участка, на которой будет обозначено место, где будет размещаться строительный объект.

Срок действия разрешения на индивидуальное жилищное строительство - десять лет. Его можно продлить в том случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт данного объекта начнутся до того момента, когда истечет срок подачи заявления. Если произойдет переход права на участок, то есть его продажа, то срок действия документа будет сохранен. То есть покупателю не придется заниматься оформлением нового разрешения на строительство. Финальный этап – государственная регистрация права собственности на индивидуальный жилой дом. Для этого нужно предоставить документы (заявление, документ об уплате государственной пошлины, технический паспорт на объект, правоустанавливающие документы на земельный участок и др.) в Федеральную регистрационную службу и оформить свои права на жилой дом.


P.S. Имена и фамилии были изменены.

К началу страницы