8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Как легко обмануть государство

Центральным районным судом Новокузнецка Курбатов Андрей Борисович (42 года) признан виновным в мошенничестве, совершённом с использованием своего служебного положения и в особо крупном размере.

Цена изменилась за месяц

С 2006 года Андрей Курбатов был единственным учредителем и директором агентства недвижимости ООО «Диалог», расположенного в 9-м доме на улице Циолковского.

В 2009 году Андрей Борисович познакомился с супругами, приехавшими в Новокузнецк с четырьмя детьми из Ближнего зарубежья. В марте 2010 Курбатов приобрёл дом на улице Станиславского в Точилине, но не оформил на своё имя право собственности.

Позже этот дом сгорел, поэтому суд про цену этого объекта недвижимости высказался так: «реальная стоимость которого не превышала 794 540 руб.». Эта сумма была взята из отчёта специалиста-оценщика Центра независимой оценки и финансовой экспертизы «Новолит», который в мае 2009 года осматривал дом при вступлении хозяйки дома в наследство после смерти её матери.

В апреле 2010 года, спустя месяц после покупки дома, Курбатов продал его приезжей семье по завышенной цене. За 2 миллиона 813 тысяч 400 рублей.

Эти деньги за дом выплатила администрация Новокузнецка. В рамках Постановления Правительства РФ «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Социальная выплата для приобретения жилья была выделена приезжей многодетной семье как подлежащей переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Отняв от перечисленных денег оценочную стоимость дома, суд решил, что Курбатов «похитил федеральные бюджетные денежные средства в сумме не менее 2 018 860 руб., что является особо крупным размером, чем причинил ущерб федеральному бюджету».

«Жильцы» ветхого дома

Жена главы многодетной семьи, которым государство купило дешёвый дом чуть ли не за три миллиона, мало чем смогла помочь правосудию. Женщина пояснила в суде, что «их семья мусульманская, женщинам не принято вникать в вопросы ведения хозяйства, приобретения недвижимости, все эти вопросы решает мужчина. Именно по этой причине многие нюансы оформления сделки ей неизвестны. По просьбе мужа, она и их старшая дочь подписывали необходимые документы, не вникая в их суть. Дом по улице Станиславского они с мужем видели однажды, проехав мимо на машине».

А вот что в суде под присягой сказал её муж: «Свидетель… суду показал, что приехал из Ближнего зарубежья, жилья не имел, был прописан у знакомых. В 2009 году к нему обратились знакомые, сказали, что есть дом по улице Бурейская, который подлежит сносу как ветхий. Предложили ему и членам его семьи зарегистрироваться по указанному адресу, для того чтобы получить денежные средства от государства взамен сносимого жилья. За эту услугу предложили 150 000 рублей, на что он согласился. В указанном доме ни он, ни члены его семьи не проживали, и он даже не знает, где дом находится. Знакомые познакомили его с Курбатовым, как с директором агентства недвижимости, которое будет оформлять документы для администрации. Понимал, что его знакомые и Курбатов занимались этой сделкой сообща, знали друг друга, воспринимал их заодно. Они приходили к нему вместе, вели разговоры по приобретению дома, Курбатов говорил, какие документы подписывать. При отказе от подписи в документах Курбатов их уговаривал, убеждал, что никаких последствий для него и членов его семьи не повлечет».

Интересно, что существует даже Решение Куйбышевского районного суда о включении этой приезжей семьи в списки граждан на предоставление социальных выплат для приобретения жилья.

Дом в плохом состоянии

Я считаю важным подробнее рассказать здесь, каким был дом на улице Станиславской, на покупку которого государство выделило 2 миллиона 813 тысяч 400 рублей. Дом позже сгорел, но есть многочисленные показания свидетелей о состоянии этого строения на момент преступления.

Хозяйка дома, продавшая его Курбатову: «После смерти родителей она унаследовала дом ... Дом был старый, в плохом состоянии, двухэтажный. Первый этаж цокольный, полуподвальный, второй из бруса. На цокольном этаже располагалась одна комната, в ней была печь, на первом этаже три небольших комнаты. Крыша была железная, тоже старая... В данном доме она проживала с родителями с 1995 года. За время проживания в доме только обои меняли и красили… От продажи дома хотела выручить 400 000 рублей, однако Курбатов оценил дом в 280 000 рублей, она согласилась... 280 000 рублей – это была реальная стоимость дома, с учетом его плохого состояния».

Соседка: «В доме… длительное время, с девяностых годов, проживали.., которые вели не очень положительный образ жизни, за домом не ухаживали, в огороде был беспорядок, бурьян… В доме давно не было ремонта, дом был в запущенном состоянии… Никто и никогда в доме… не делал ремонт».

Покупательница дома (которая в сентябре 2010 года, с помощью агентства Курбатова, после совершения им преступления, купила строение у мусульманской семьи): «Дом был в запущенном состоянии, старый, отопление - печное, без труб и батарей, ванной комнаты и санузла в доме не было… Денежные средства в размере 280 000 рублей за приобретаемый дом передавались риэлторам в агентстве, о чем была написана расписка. Цена дома в документах была отражена реальная. Цена дома соответствовала его состоянию».

Эти цитаты рождают два вопроса. Во-первых, получается, что Курбатов, купив дом для «переселенцев из ветхого жилья» ниже указанной специалистом-оценщиком суммы, а потом, вернув себе и эти деньги, похитил больше, чем ему инкриминировал суд? Увы, ответа на этот вопрос в приговоре нет.

Во-вторых, куда смотрели чиновники, выделившие миллионы на покупку дома, плохое состояние которого было видно невооруженным глазом?

Чиновники: честность «предполагалась»

Суд допросил бывшего ведущего специалиста отдела промышленности и реализации программ местного развития управления промышленности и развития предпринимательства администрации города: «Со стороны администрации проводился контроль договоров, которые составлялись гражданами при покупке жилья, проверяли на соответствие требованиям действующего законодательства, а также в части соответствия сумме выделенных средств. Обязательного требования об оценке приобретаемого объекта недвижимости не было… За внесение в договоры купли-продажи недостоверных сведений несут ответственность лица, в чьих интересах денежные средства перечислены».

А вот что добавил специалист отдела по переселению граждан с подработанных территорий: «Обязательного условия оценки приобретаемого жилого помещения не было, но предполагалось, что в договорах купли-продажи отражены реальные сведения об объекте недвижимости, его стоимости».

Конечно, переселенец заинтересован в том, чтобы не купить себе за хорошие бюджетные средства новую развалюху. Ему там жить! Но судебный акт убедительно показывает, к чему может привести такая система полного доверия.

Наказание - условное

Не ставя под сомнение законность назначенного наказания, скажу, что суд учёл личность виновного: «Трудоустроен, положительно характеризуется как по месту жительства, так и по месту работы». А как ещё коллектив может характеризовать директора и хозяина бизнеса? К обстоятельствам, смягчающим наказание, суд отнёс «частичное признание вины». Но ведь частично он её не признал и лгал в суде. Обстоятельства, отягчающие наказание подсудимого, судом не установлены.

Курбатов приговорён к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Наказание решено считать условным с испытательным сроком 4 года. Удовлетворён гражданский иск прокурора о возмещении причинённого государству ущерба.

В Управлении федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области в отношении Андрея Курбатова на сегодня возбуждено 4 исполнительных производства: задолженность, кредит, госпошлина и ущерб от преступления. В сумме почти на два с половиной миллиона рублей.

В январе 2015 года директором ООО «Диалог» (директором и учредителем которого с 2006 года был Курбатов) стала женщина. Через месяц, 10 февраля, она же стала единственным учредителем этого юридического лица.

Приговор Андрею Курбатову был оглашён 27 февраля 2015 года. Осуждённый не воспользовался своим правом обжаловать его и судебный акт вступил в законную силу.

В версии «ДубльГИС» за май 2015 года указаны два контактных сотовых телефона ООО «Диалог». Я позвонил сначала по первому, но никто не взял трубку. А по второму вежливый женский голос ответил, что если я хочу поговорить с Андреем Борисовичем Курбатовым, то должен позвонить по первому контактному номеру.

Михаил Зеленчуков

P.S. Имена преступников и иных обманщиков, действующих в сфере недвижимости, из публикаций этой рубрики вносятся в «Базу данных чёрных маклеров», доступную в Интернете по адресу: http://pravo-nk.net. Проект «Чёрные маклеры» создан саморегулируемой организацией «НП Лига риэлторов Кузбасса», журналом «Вариант» и сетевым изданием «Правовой Новокузнецк». Если вы пострадали при сделке с недвижимостью, напишите pravovoi-novokuznetsk@yandex.ru.