Как выбрать агентство недвижимости

В недавнем интервью один из руководителей агентства недвижимости справедливо заметил: «Почти всегда в руках риэлтора судьба человека. Ни много ни мало». И это действительно так. Как разобраться человеку, решившему провести сделку с недвижимостью, в сотнях риэлторских компаний? Надеюсь, эта статься поможет вам сделать правильный выбор.

Задача риэлтора, по сравнению с задачей продавца даже самого сложного и дорогого технического товара, несоизмеримо труднее: он продает не товар, а услугу. Если люди, пришедшие на работу в агентство недвижимости, не умеют продать услугу, долго они в профессии не задерживаются. Невыгодно, знаете ли.

Риэлторы любят повторять, что их главный капитал – доброе имя. Формируется оно долго и сложно, разрушается – в один момент. Любые скандалы (или даже намеки на скандалы) способны подмочить репутацию агентства. На рынке много компаний, которые имеют хорошую репутацию – и среди коллег, и среди клиентов. В любой риэлторской фирме ведется счет повторных обращений и обращений по рекомендациям. Если клиент остался доволен, он при необходимости опять обратится в понравившуюся фирму, а также посоветует ее своим знакомым и друзьям, когда они соберутся решить свои жилищные проблемы.

Сегодня в Новокузнецке существует около 200 агентств недвижимости, не говоря уже о частных маклерах. Раскрыв любую газету или зайдя на специализированный интернет-ресурс, можно увидеть множество объявлений с предложением риэлторских услуг. Наиболее простое и наименее разумное решение в данной ситуации – положиться на случай и обратиться в компанию, чье объявление больше понравилось текстом или дизайнерским решением. Но ошибки в операциях с недвижимостью часто неисправимы, поэтому лучше набраться терпения и заняться систематизированным поиском.

1. Сертификаты и дипломы.

Первое, на что стоит обратить внимание, – это профессионализм агентства, которое вам приглянулось. Оно может быть маленьким или крупным, действовать на рынке двадцать лет (с момента появления в России рынка недвижимости) или чуть больше трех. Однако качество и профессионализм его работы должны быть соответствующим образом подтверждены.

Как правило, передовые риэлторские компании проходят добровольную сертификацию и подтверждают соответствие качества оказываемых ими услуг по общероссийскому стандарту «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости» Российской гильдии риэлторов. Если агентство недвижимости прошло сертификацию, оно однозначно имеет в штате аттестованных специалистов, страховку профессиональной ответственности, использует юридически грамотные договоры и т. д. То есть дает клиентам дополнительные гарантии безопасности и качества услуг. Поэтому риск столкнуться с непрофессионализмом или нарушением норм практики риэлторской деятельности при обращении в такое агентство минимален.

Кроме того, почти в каждом крупном городе и регионе есть свои локальные профессиональные объединения. Они, как правило, также проводят достаточно жесткий отбор в свои ряды и контроль над деятельностью своих членов. В Новокузнецке это «Лига риэлторов Кузбасса». При вступлении в члены Лиги агентства проходят жесткий отбор, все члены таких объединений подчиняются общим правилам и соблюдают корпоративную этику. Кроме того, профобъединение является дополнительным контролирующим органом, куда всегда можно пожаловаться на конкретного риэлтора или само агентство.

2. Наработанный багаж.

Обратите внимание также на стаж работы и квалификацию сотрудников выбранного вами агентства. От знания всех тонкостей и нюансов рынка недвижимости зависит и качество услуг. Только опытные специалисты – профессионалы с солидным стажем работы (не менее пяти-семи лет) в определенном сегменте рынка (жилая вторичная недвижимость, новостройки, коммерческая недвижимость, загородный рынок, элитная недвижимость, аренда жилья) – оказывают действительно качественные услуги. Риэлторы таких организаций должны состоять в национальном реестре, и вы можете проверить своего риэлтора на сайте: www.reestr.rgr.ru.

Крайне важно, как обеспечивается безопасность сделок в компании, куда вы собираетесь обратиться. В каком объеме агентство несет ответственность за работу своих сотрудников, страхует ли оно профессиональную ответственность риэлторов и на какую сумму? Какие схемы передачи денег от продавца покупателю использует? Чем подробнее вам расскажут о наработанных методах защиты клиентов, тем лучше.

Важны и другие составляющие имиджа агентства. Во-первых, какой спектр услуг оно предоставляет. Хорошо, если в одном агентстве можно решить все вопросы, связанные с недвижимостью (по продаже, поиску требуемого варианта, получению ипотечного кредита, жилой аренде или сдаче внаем), а также проблемы, касающиеся налогообложения, наследования, дарения, страхования недвижимого имущества, государственной регистрации сделок с недвижимостью и пр. Важный показатель – является ли данное агентство привилегированным партнером крупного банка. Такой партнер всегда имеет скидку по ипотеке.

Важен и уровень организации работы в компании. Судить об этом можно по таким косвенным признакам, как наличиеюриста,возможностьлегкодозвониться в офис компании, собственный интернет-сайт, электронная почта, удостоверения сотрудников агентства, работа офиса без выходных и перерывов и т. д.

Кроме того, обратите внимание, где находится офис агентства, ведь вам придется туда съездить не один раз. Кстати, «место жительства» агентства важно и с другой точки зрения. Узнайте, является ли офис фирмы ее собственностью. Не стоит доверяться сапожнику без сапог. Фирмочки, арендующие тесные помещения на задворках небольших бизнес-центров, имеют неприятное свойство бесследно исчезать, как только запахнет жареным.

3. Для внешнего мира.

Стоит обратить внимание и на объемы размещаемой агентством рекламы. Сама реклама может рассказать о компании очень много. По ее объему легко оценить, насколько активно агентство ведет себя на рынке. Для этого стоит просмотреть несколько номеров специализированных изданий. Если вы увидите, что реклама интересующей вас компании выходит нерегулярно, лучше в такое агентство не обращаться. Перерывы в публикациях рекламы и ее небольшие объемы говорят о нестабильном финансовом положении агентства. В нашем городе основные источники рекламы – это журнал «Вариант», интернет-портал www.variant-nk.ru, федеральные порталы недвижимости, ну и, конечно, сайт самого агентства.

На сайте надо обратить внимание на историю компании, опыт работы на рынке, численный состав сотрудников, на саму базу недвижимости.

4. Последний штрих.

Если вы уже выбрали агентство и готовы заключить с ним соглашение, обратите внимание на образец договора, который вам предложит агент. Это один из последних этапов знакомства с агентством, однако, по важности он – чуть ли не на первом месте. Любые ошибки или неучтенные обстоятельства при подписании договора могут обернуться потерей денег и нервов в будущем. Если в компании вам дали типовой договор на одном листе – лучше такое агентство покинуть.

Договор должен учитывать множество нюансов, зачастую юристам фирмы приходится его дополнять и перерабатывать для каждой новой сделки. Ну и уж совсем обязательная вещь: подписать этот документ от имени агентства должен либо его директор, либо менеджер, имеющий на это доверенность от руководителя компании. Затем договор должен быть скреплен печатью агентства.

Все эти правила, при выборе агентства недвижимости, помогут Вам сделать осмысленный выбор, уберечь деньги и не потерять самое дорогое, что есть, – свою собственность.
К началу страницы