8 (913) 136-0042
info@variant-nk.ru
Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Бардина, 26/710
Новокузнецк

Деньги не отдам!

Зайцева Ольга Владимировна (52 года), согласно вступившему в законную силу Решению Заводского районного суда, при сделке с недвижимостью получила неосновательное обогащение (неправомерное удержание чужих денежных средств).

В 2012 году один новокузнечанин решил продать свою комнату в двухкомнатной коммунальной квартире на улице Ушинского. Так как владелец в тот момент находился за решёткой, он выдал доверенность (удостоверенную начальником колонии) на имя своей жены. Супруга обратилась за помощью к знакомой – Ольге Зайцевой, которая «работала риэлтором» (здесь и далее цитаты из судебных актов).

Зайцева нашла покупателя, который действовал по доверенности в интересах своей знакомой. Стороны договорились о цене комнаты – 550 тысяч рублей. И сроках передачи денег – 90 тысяч до подписания договора купли-­продажи, остальное – после государственной регистрации сделки.

В общей сложности, представитель покупателя передал Ольге Зайцевой 103 тысячи рублей (13 из них, по словам Ольги Владимировны,были её комиссионными за подбор комнаты покупательнице). Стороны подписали договор купли­-продажи комнаты и сдали его в Управление Росреестра.

Однако Росреестр дважды уведомил покупательницу о том, что сделка приостановлена в связи с несоблюдением продавцом требований закона об уведомлении собственников второй комнаты в квартире о продаже первой комнаты. Так как по закону соседи имели право преимущественной покупки. Покупатель вошёл в положение продавца и согласился подождать, пока будет устранено нарушение.

Однако супруга сидевшего в колонии владельца комнаты передумала продавать комнату. Заявила, что риэлтор Зайцева передала ей только половину из 90 тысяч рублей, и она не верит, что после перехода права собственности ей отдадут остальные деньги.

Покупательница обратилась в Центральный районный суд с иском о признании сделки состоявшейся, обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности и признании этого права. В суде женщина высказала своё мнение о причине срыва сделки: «Со стороны представителя продавца… и ответчиком Зайцевой О.В. была допущена ошибка в оформлении сделки по отчуждению одной комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире».

В итоге покупательница проиграла. Во­-первых, суд может обязать зарегистрировать только законный договор, а договор купли-­продажи комнаты был составлен с нарушением закона. Во­-вторых, представитель покупателя передал 90 тысяч рублей, предусмотренные условиями договора, не продавцу комнаты и не его представителю. А третьему лицу – Ольге Зайцевой, «не имеющей отношения к данной сделке» (Ольга Владимировна оказывала свои услуги сторонам на основании устных договорённостей).

В 2015 году представитель покупателя подал в Заводской районный суд (по месту жительства Ольги Зайцевой) иск о взыскании 103 тысяч рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами. В суде мужчина пояснил, что до обращения в суд не раз требовал от Зайцевой возврата его денег, однако она сначала просила подождать, а потом перестала с ним разговаривать и отвечать на его звонки.

Ольга Зайцева не отрицала, что получила 103 тысячи рублей. Но более половины этой суммы назвала своими комиссионными за добросовестную помощь сторонам (поиск покупателя, подготовка сделки и гонорар за работу). И попросила суд прекратить дело в связи с истечением трёхлетнего срока исковой давности. При этом заявила, что за всё время, вплоть до подачи иска о возврате денег, каких­-либо требований отдать эти 103 тысячи к ней не поступало.

Однако суд отмёл её доводы. Во-­первых, неосновательное обогащение должно возвращаться независимо от того, что явилось его результатом – ошибка Ольги Зайцевой при сделке, поведение иных лиц, или произошло помимо их воли. Во­-вторых, срок исковой давности Ольга Владимировна неправильно посчитала от момента передачи денег, так как срок идёт от момента неосновательного удержания средств, а это дата вступления в законную силу Решения Центрального районного суда (отказавшего узаконить сделку).

В итоге суд решил взыскать с Ольги Зайцевой 103 тысячи неосновательного обогащения, проценты за удержание чужих денег в течение более двух лет в размере 20 тысяч 323 рублей. А также связанные с судебными разбирательствами расходы: оплата услуг юриста – 10 тысяч рублей, госпошлина – 3 тысячи 666 рублей.

Ольга Зайцева попыталась оспорить этот судебный акт в апелляционной инстанции. Однако областной суд оставил его в силе. Разъяснив Ольге Владимировне, что, в случае наличия каких­-либо договорных отношений с продавцами комнаты, она не лишена возможности потребовать от них через суд возврата переданной им половины от тех 90 тысяч.

Но будут ли реально взысканы эти деньги – большой вопрос. На сайте Службы судебных приставов Кузбасса указано, что в январе 2016 года против Ольги Владимировны Зайцевой прекращено исполнительное производство по другому делу (исполлист выписан Куйбышевским районным судом). Формулировка прекращения такова: «Если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-­исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными».

Михаил Зеленчуков

Имена преступников и иных обманщиков, действующих в сфере недвижимости, из публикаций этой рубрики вносятся в «Базу данных чёрных маклеров», доступную в Интернете по адресу: http://pravo-nk.net. Проект «Чёрные маклеры» создан саморегулируемой организацией «Лига риэлторов Кузбасса», журналом «Вариант» и сетевым изданием «Правовой Новокузнецк». Если Вы пострадали при сделке с недвижимостью, напишите pravovoi-novokuznetsk@yandex.ru. Кроме того, репутацию человека и организации, предложивших Вам услуги в сфере недвижимости, можно проверить в «Едином реестре сертифицированных компаний и аттестованных специалистов рынка недвижимости», размещённом на сайте Российской Гильдии Риэлторов.