Концепция «Закона о регулировании риэлторской деятельности и обеспечении качества услуг»
Уважаемые коллеги! предлагаем для
ознакомления и обсуждения Проект «закона о риэлторской деятельности». Ниже вы
найдете основные положения концепции закона, которые вы можете поддержать или
оспорить. Проект был подготовлен депутатами Госдумы совместно с Российской
Гильдией риэлторов.Мы с вами неоднократно говорили о
необходимости такого закона, принятие которого поможет расчистить рынок от
недобросовестных игроков, черных маклеров и всех других любителей половить
рыбку в мутной воде.
Кузбасский Союз риэлторов
Кратко современная позиция РГР по вопросам саморегулирования профессиональной деятельности по оказанию услуг на рынке недвижимости может быть изложена в следующих тезисах:
1. Регулирование должно осуществляться в форме саморегулирования, то есть функция регулятора должна быть передана национальной общественной организации;
2. Доступ к профессии должен осуществляться путем обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в зарегистрированных в едином реестре саморегулируемых региональных объединений на основе единого национального стандарта;
3. Необходим специальный закон о регулировании профессиональной деятельности на рынке недвижимости;
4. Закон должен определить единый орган, устанавливающий на федеральном уровне Стандарты профессиональной деятельности, программы обучения и процедуры аттестации специалистов;
5. Объектом регулирования должны быть субъекты предпринимательской деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели;
6. В основу стандартов профессиональной деятельности могут быть положены Стандарты профессиональной деятельности Системы добровольной сертификации РГР;
7.Законом должны быть введены четыре публичных реестра:
a) реестр сертифицированных компаний (юридических лиц и ИП);
б) реестр аттестованных специалистов (агентов и брокеров);
в) реестр региональных органов по сертификации и аттестации;
г) реестр аккредитованных учебных заведений;
8. Структура саморегулируемых организаций должна быть определена Законом.
В структуре предполагается три ступени:
a) муниципальное или территориальное (МО) саморегулируемое объединение, к основным функциям которого в системе саморегулирования относится:
• обучение в целях аттестации и аттестация специалистов;
• контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• рассмотрение споров и претензий потребителей;
• взаимодействие с законодательной и исполнительной властью муниципального уровня;
• защита интересов своих членов;
• представительство в региональной организации.
МО объединяет юридические лица и индивидуальных предпринимателей по территориальному принципу (по месту регистрации в налоговом органе). Предполагается, что на одной территории может существовать несколько территориальных СРО (МО). Устанавливается требование к минимальной численности членов в СРО;
б) региональное или окружное объединение (РО) объединяет территориальные СРО. Одно РО на регион (округ).
К функциям РО относится:
• сертификация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с возможностью передачи этих функций на муниципальный уровень;
• ведение мультилистинговой системы;
• адаптация учебных программ; организация обучения специалистов;
• повышение квалификации специалистов;
• организация семинаров, конференций и выставок регионального масштаба;
• контроль деятельности муниципальных организаций;
• рассмотрение споров и претензий потребителей;
• разработка предложений по внесению изменений в Стандарты деятельности;
• ведение Реестра аттестованных специалистов и Реестра сертифицированных компаний;
• взаимодействие с законодательной и исполнительной властью, средствами массовой информации регионального уровня;
• защита интересов своих членов;
• представительство в федеральной организации;
в) Федеральное объединение (ФО) объединяет региональные объединения (РО).
К функциям ФО относится:
• разработка и актуализация Стандартов профессиональной деятельности и Программ обучения специалистов;
• обучение руководителей компаний, региональных и муниципальных организаций;
• обучение специалистов по международным программам;
• организация семинаров, конференций и выставок федерального масштаба;
• контроль деятельности региональных организаций;
• взаимодействие с законодательной и исполнительной властью, средствами массовой информации федерального уровня; защита интересов своих членов;
• представительство организации на международном уровне;
9. Доступ к профессии на рынке недвижимости в соответствии с устоявшимся международным опытом целесообразно осуществлять как двухуровневый:
агент по недвижимости: на основе обязательного обучения и сдачи экзамена – право работать по найму;
брокер по недвижимости: на основе обязательного обучения и сдачи экзамена, опыта работы – право управлять бизнесом по оказанию услуг на рынке недвижимости.
По мнению рабочей группы, только такая структура общественной организации, осуществляющей саморегулирование профессиональной деятельности по оказанию услуг на рынке недвижимости, позволит обеспечить единство требований к субъектам предпринимательской деятельности, а также ко всем специалистам-риэлторам, непосредственно взаимодействующим с клиентами.
Концепция открыта для обсуждения.