Власть хочет давать только предельную цену на тепло.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который предлагает изменить систему регулирования тарифов на теплоэнергию. Если раньше все тарифные показатели нормировало государство, то новыми поправками в Закон «О теплоснабжении» предлагается ограничить государственное участие установкой одной нормы — предельной цены на тепловую энергию для конечного потребителя.

«Отсебятины» в ценообразовании станет меньше

Законопроект «О целевой модели теплового рынка» (так он именуется на официальном сайте Правительства РФ) подразумевает, что тепло будет производить «альтернативная котельная» — единое понятие для всех замещающих централизованное теплоснабжение источников тепловой энергии. Именно это понятие лежит в основеперехода на новый принцип расчёта тарифов за тепло. Как заявил министр энергетики Александр Новак, Госдума планирует рассмотреть соответствующий законопроект в третьем квартале текущего года.

Поправками также изменяется роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО) — она, по задумке авторов документа, станет не просто единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности), но и будет нести всю ответственность за работу теплоснабжения. Это касается обеспечения параметров его качества, соблюдения допустимых перерывов в теплоснабжении. А контролировать работу ЕТО— прежде всего по выполнению инвестиционных планов по необходимой модернизации системы поручается муниципальному уровню власти.

Этот закон готовился долго и будет вводиться не сразу; для начала будут определены два­три региона в качестве экспериментальных площадок действия новой системы расчёта тарифов на тепло.

Парламентарий подчеркнул, что ЕТО теперь «будет отбирать на рынок тепла приемлемые по цене гигакалории (Гкал — кратная единица измерения тепловой энергии).«Этот закон победный как для производителей, так и для потребителей: там, где цены на тепло были завышены, они понизятся, и наоборот. Главное, что произойдёт упорядочение ценообразования на теплоснабжение — оно будет прозрачным и контролируемым.А сейчас в этой сфере много «отсебятины», — считает Виктор Рогоцкий.

Между тем некоторые депутаты напрямую заявляют, что данный законопроект — очередное обоснование роста тарифов, теперь в сфере теплоснабжения. Как заметил член Комитета ГД по энергетике от фракции «Справедливая Россия» Андрей Крутов, использование принципа «альтернативной котельной» как единственно возможного в регулировании тарифов приведёт к росту цен на тепло. «По Иркутской области, например, рост за одну гигакалорию может достигнуть двукратного увеличения! Поэтому многие регионы проиграют — прежде всего северные земли, где тепло необходимо. Кроме того, предложенная методика, по которой «альтернативная котельная» должна окупиться за 10 лет,спорна — это крайне низкий срок для окупаемости инфраструктурных объектов.И в этом также заложено то, что тарифы,действующие во многих регионах, будут значительно превышены», — сказал законодатель.

Впрочем, Андрей Крутов нашёл и плюс в законопроекте: заключается он в том, что Правительство РФ признало: для установления тарифов недостаточно одной «руки» рынка, нужно и нормирование со стороны государства.

Плюс 30 процентовк расходам на тепло

Между тем экспертами даётся неприятный прогноз — в выигрыше останутся не более десятка регионов. Как считает эксперт в сфере жилищно­коммунального хозяйства, директор НП СРО ЖКХ Дмитрий Девяткин, главная проблема состоит в том, что максимальная цена на теплоэнергию почти наверняка станет «маячком», под который все станут подтягивать цены:«Ладно бы, если эти средства гарантированно шли бы на модернизацию систем теплоснабжения! Но, учитывая российскую специфику, этот закон почти наверняка приведёт к следующему. В регионах, где стоимость «альтернативных котельных» останется выше тарифов на тепло, предпочтут скорее «вкладывать» не в модернизацию, а в чиновников, которые обсчитывают стоимость «альтернативной котельной». То есть это огромные риски появления новой коррупционной ниши».

Большинство экспертов говорят о том, что данный закон приведёт к росту платежей для россиян за тепловую энергию— это «плюс» 25 ­ 30 процентов к расходам за тепло. Эксперт Института экономики города, возглавляющий направление «Городское хозяйство»,Владлен Прокофьев отметил, что данный факт «никто и не скрывает». Онсчитает, что новая инициатива Правительства вопреки успешному европейскому опыту ведёт к централизации системы теплоснабжения, что усилит монополизацию рынка: «Большая энергетика поглотит львиную долю малых котельных. Почему? Устанавливается предельная цена, в которую старые котельные «вписываться» по параметрам себестоимости не будут. Зато ТЭЦ, которые производят и тепловую, и электрическую энергию, в эту модель «вписаться» смогут».

Он заметил, что в Европе самая дешёвая с точки зрения цен на теплоэнергиюстрана — Финляндия, которой удалось при этом добиться высокого качества теплообеспеченности. «Добиться низких цен финнам удалось за счёт максимальной децентрализации теплоснабжения — это приводит к существенному снижению цены за счёт возможности покупать энергию из разных источников», — считает Владлен Прокофьев.

www.pnp.ru

К началу страницы