Российских дачников могут "ошкурить" минимум на полтриллиона рублей
Как отмечает издание, точное число дач в России от огородов, приусадебных хозяйств с домом до загородных дворцов не известно никому. Но даже с учетом расхождений в оценках, дачи составляют как минимум треть всех домохозяйств в стране (по результатам всероссийской переписи 2010 года таковых было 54,6 млн). Неудивительно, что для государства дачная территория важный источник потенциальных доходов.
Платежи с дачников, включая ключевые налоги на землю и имущество (дома, гаражи, бани), идут в скудные местные бюджеты. «Центр говорит: ребята, у вас там есть садоводы-огородники, мы вам даем право увеличивать сборы с земли и недвижимости, потому что мы вам трансферты для бюджетного выравнивания из федерального бюджета будем сокращать. Поэтому вот вам, условно говоря, пистолет в кобуре и жезл, выходите на большую дорогу, выходите и ошкуряйте дачников и огородников на ваших территориях», описывает ситуацию профессор Института экономики РАН Иван Стариков.
И те последовали призыву. В 2014-2016 годах в РФ местные власти начали массово взимать налог на дачную землю исходя из кадастровой оценки, близкой к рыночной. Ставку налога местные власти почти везде сделали максимальной 0,3% от стоимости земли, отмечает руководитель общественной приемной Союза садоводов России Людмила Бурякова. В результате размер налога для дачника вырос в 2,5 10 раз, так что самые бедные граждане в регионах стали дачи продавать.
Еще один лакомый сбор с дачников налог на жилые постройки, который с 2015 года также привязан к кадастровой стоимости участка. Выплаты за обычные дачные дома «не дворцы» в среднем 200 700 рублей в год, говорит Бурякова. Те же, кто не зарегистрировал их в Росреестре, платят налог главам дачных объединений на их усмотрение (либо не платят вообще).
А чтобы дачники активнее «переходили в правовое поле», Минэкономразвития внесло в 2016 году в правительство законопроект, предусматривающий двойной налог на землю для тех, кто не зарегистрировал на участках жилые дома, либо вообще ничего на них не построил.
Кроме того, если дачники объединены в юрлицо, то их с сентября 2016 года могут обязать платить за скважины. Минэкологии Московской области будет проверять, купили ли они лицензию на добычу подземной воды. Цена лицензии в Подмосковье от 700 тысяч рублей, говорит Бурякова, что для СНТ «очень неподъемно». Но если нет лицензии, предусмотрен штраф в 0,8 1 млн рублей.
Из других свежих идей, которые могут обернуться новыми тратами для дачников, майский законопроект депутата Олега Нилова сделать из поселений дачников населенные пункты: сейчас лишь 3,5% из дач имеют такой статус. Такие поселки должны получить социальную инфраструктуру, но за неимением бюджетных средств это планируется возложить на плечи самих поселенцев.
По прогнозам экспертов, конфликты между чиновниками и дачниками будут только нарастать. Но покрыть дефицит региональных бюджетов за счет последних властям едва ли удастся, ведь доходы россиян падают уже 20 месяцев подряд.